Артикуляционно-пальчиковая гимнастика, как основа правильного звукопроизношения
консультация (старшая группа) по теме

Устинова Карина Рустамовна

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который необходимо формировать и развивать.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.

 Значительно расширяет спектр решаемых коррекционных задач сочетание традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движением кистей рук.

Специалистами Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антонова – Фомина, М.И. Кольцова) доказано, что речь формируется под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальцев. Ими была выявлена определенная закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной.

Таким образом, исследования подтверждают связь развития мелкой моторики рук с развитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик»

Московская область, г.Пущино, микрорайон «Д», дом 6А

Тел./факс 8 (4967) 73-11-84, e-mail: Mdou7-Pushino@mail.ru

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ детский сад№7

« Семицветик»  

                  ____________ С.В. Жарикова

«_____»________________2015 г

   Мастер-класс для родителей старшей логопедической группы

«Артикуляционно-пальчиковая гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

    Разработала:

      Рагимова Карина Рустамовна

                                                                                                                учитель-логопед                    

                                                                        

                                                        

Пущино, 2015г.

План:

1.Вступительное слово

2.Информационная часть

3.Практическая часть

Вступительное слово

Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика, как основа правильного звукопроизношения».

Цель: обучение основам артикуляционно-пальчиковой гимнастики.

Задачи:

  1. познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика;
  2. показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;
  3. познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
  4. научить правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Информационная часть

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки.  Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который необходимо формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата,  необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования звуков речи, а так же основой  коррекции нарушений звукопроизношения.

Виды артикуляционной гимнастики

  1. 1. Пассивная АГ – взрослый выполняет движения за ребенка.

2. Активная АГ – ребенок самостоятельно выполняет упражнения.

  1. 1. Беззвучная.

2. С участием голоса.

  1. 1. Статическая АГ – направлена на выработку правильной позы.

В начале детей  учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, бусы, камушки и т.д.

2. Динамическая АГ – направлена на отработку правильного выполнения движений.

Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Обращаем внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).

Значительно расширяет спектр решаемых коррекционных задач сочетание традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движением кистей рук.

Специалистами Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антонова – Фомина, М.И. Кольцова) доказано, что речь формируется под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальцев. Ими была выявлена определенная закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной. Таким образом, исследования подтверждают связь развития мелкой моторики рук с развитием речи.

Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук вполне оправдана, так как предлагаемые упражнения позволяют:

  1. Стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно влияет на исправление речи
  2. Совершенствовать внимание, память и другие психические процессы, тесно связанные  с речью.
  3. Развивать точность, плавность, чистоту, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость.
  4. Развивать координацию движений рук.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  4. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  5. Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  6. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  7. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  8. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
  9. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю.

Рекомендации по проведению  дыхательной  гимнастики

  • Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
  • Регулярность выполнения: ежедневно.
  • Упражнения проводятся в проветренном помещении.
  • Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут).

Практическая часть

Дыхательная гимнастика

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками.

 Загнать шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Следить, чтобы щеки не надувались.

«Сдуй снежинку»

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам.

 На ладошку положить кусочек ватки сдуть на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Следить, чтобы щеки не надувались.

«Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты.

Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.        

 «Плыви, кораблик!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация

губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает

бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый

дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку,

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

- Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков!

Теперь попробуй ты подуть.

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

  1. Упражнения для нижней челюсти

«Окошко»

И.п.: Кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт.

«Раз» - открываем рот; большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. Язык лежит свободно, кончик – у нижних зубов.

«Два» – фиксируем.

«Три» – возврат в исходное положение.

  1. Упражнения для щек

«Шарик»

И.п.: кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт.

«Раз» - щеки одновременно надуваются; пальцы сжимаются в кулаки.

«Два» - втягиваем щеки; распрямляем пальцы и соединяем ладошки.

«Три» - возврат в исходное положение.

«Орешки»

И.п.: кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт.

«Раз» - кончик языка упирается в правую щеку; пальцы правой руки сжимаются в кулак.

«Два» - кончик языка упирается в левую щеку; пальцы левой руки сжимаются в кулак.

  1. Упражнения для губных мышц

«Дудочка - заборчик»

И.п.: кисти рук ладонями вниз. Рот закрыт.

На счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы соединяются с большим пальцем.

На счет «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы, пальцы врозь.

«Дудочка играет»

Исходное положение: губы вытягиваются вперед, все пальцы соединяются с большим пальцем.

Стараясь не разжимать губы и пальцы, синхронно делаем круговые движения.

  1. Статические упражнения для языка.

«Лопаточка»

И.п.: рот приоткрыт. Губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних зубов. Руки внизу.

На счет «раз» широкий язык кладем на нижнюю губу и удерживаем в спокойном положении. Руки поднимаем на уровни груди (ладонями вниз).

На счет «два» возвращаемся в исходное положение.

«Иголочка»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит у нижних зубов; пальцы рук сжаты в кулак.

На счет «раз» высунуть язык и сделать его узким; пальцы распрямить.

На счет «два» возвращаемся в исходное положение.

«Чашечка»

Исходное положение: язык лежит плоско у нижних резцов, рот открыт; кисти рук параллельно полу, ладони вверх.

На счет «раз» высунуть широкий язык.

На счет «два» боковые края языка загнуть вверх; ладони сгибаем «ковшиком»

На счет «три» возвращаемся в исходное положение.

  1. Динамические упражнения для языка

«Качели»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит у нижних резцов; кисти рук ладонями вниз.

На счет «раз» язык поднимаем к верхней губе.

На счет «два»  - опускаем к нижней губе.

Синхронно выполняются движения ладонями вверх, вниз.

«Часики»

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит у нижних резцов; кисти рук ладонями вниз.

На счет «раз»  коснуться кончиком языка левого уголка губ.

На счет «два»  - правого уголка губ.

Синхронно выполняются движения ладонями влево-вправо.

«Вкусное варенье»

И.п.: рот полуоткрыт, язык лежит у нижних резцов; кисти рук ладонями вниз.

На счет «раз»  высунуть язык.

На счет «два»  облизать верхнюю губу по кругу.

На счет «три» облизать нижнюю губу по кругу.

На счет «четыре» язык убрать, рот закрыть.

Кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движением языка.

«Лошадка»

Исходное положение: рот полуоткрыт, губы в улыбке.

При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, челюсть не двигается.

Синхронно производятся щелчки пальцами обеих рук.

«Барабанчик»

Исходное положение: указательные пальцы рук вытянуты, а остальные сжаты в кулак.

На счет «раз» приоткрыть рот.

На счет «два» поднять язык к небу и «барабанить» за верхними зубами, издавая звук «дддд». Нижняя челюсть не двигается.

Пальцами имитируем игру на барабане.

Таким образом, артикуляционная гимнастика с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на чёткость произношения звуков, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей

Правила выполнения артикуляционных упражнений

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. 
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  4. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы.
  5. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений (округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами).
  6. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
  7. Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  8. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  9. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  10. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  11. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических, 2−3 упр. динамических и 1 упражнение на развитие дыхания.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
  12. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10−15  раз.
  13. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

  1. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Правила выполнения артикуляционных упражнений

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. 
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  4. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы.
  5. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений (округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами).
  6. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
  7. Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  8. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  9. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  10. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  11. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических, 2−3 упр. динамических и 1 упражнение на развитие дыхания.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
  12. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10−15  раз.
  13. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

  1. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

В данной консультации поясняется важность проведения артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения....

Мастер -класс "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения"

Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т...

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного звукопроизношения...