Семейные типы воспитания
статья по теме

Рябкова Елена Николаевна

Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека. Данная статья посвящена рассмотрению различных критериев оценки семейного воспитания.Стили семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл importal.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

1.Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей. Это наиболее благополучные семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая трещинка  в этих душевных связях; наиболее частые ее причины:

а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью. Подчас родители психологически не поспевают за динамизмом развития детей. А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже имеют свое мнение, уже не соглашаются. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть глубже.

3. Материально-ориентированные семьи. Здесь главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически и во всем видеть выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только  выгодная инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают, но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить их будущее, родители фактически обрекают их на неправомерные ограничения и даже страдания. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность остается, дети делятся успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, нередко уходят из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей

вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы)родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во сред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

5. Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев оно ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Что происходит здесь, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию, которая может вызываться их личными недостатками, причем взрослые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости

к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в семьях с разным типом воспитания.

Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми тради­ционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологи­ческой помощи детям....

Типы воспитания детей в семье

Консультация для родителей...

Презентация для родителей "Типы воспитания"

В презентации даны описания всех типов воспитания и как они оказвают влияние на развитие ребенка....

Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».

Статья об организации комфортной жизни детей, индивидуальный подход воспитателя дома ребенка «Семейного типа», к каждому малышу для полноценного физического и психического развития....

"Коррекция дисгармоничного типа воспитания и девиантного родительства в условиях ДОУ"

Следует помнить, что только в условиях грамотного сотрудничества между родителями, педагогами, психологами, социальными работниками возможно формирование эффективной воспитательной деятельности родите...

Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».

Основными задачами дома ребенка "Семейного типа" являются создание блакоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оста...