"Любознательные почемучки!"
консультация (средняя группа) на тему
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка в внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется умение рассматривать предметы.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию – сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов
(геометрических форм, цветов спектра, величину, вес, температуру, свойство поверхности и др.) . Здесь очень важно как можно больше играть с ребенком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д.
Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д.
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений, сказок. Однако ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.
Здесь особо следует выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Поэтому как можно больше общайтесь со своим ребенком, читайте ему книжки, рассказывайте стихи.
Мышление в этом возрасте отличается качественным своеобразием. Ребенок – реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. Дети легко теряют цель.
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.
Речь начинает выполнять контролирующую функцию
Развитие речи идет в нескольких направлениях:
• совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;
• Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.
ВАЖНО
• Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением.
• Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.
Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. В этом возрасте формирование личного отношения к соблюдению моральных норм выходит на первый план.
В этом возрасте ребенок слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам («Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо»).
К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо – нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.) .
Детям важно не быть носителем плохих качеств (они часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый»). Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть, что терять. Если же ребенок не накопил положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».
В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен». Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Взрослый должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны».
ВАЖНО
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь) .
• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .
Особенности возраста
• Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
• Повышенная познавательная активность.
• Умение подчинять свое поведение правилам в игре.
• Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
• Появление осознанности собственных действий.
Новообразования
• Контролирующая функция речи.
• Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
• Появление элементов произвольности.
• Появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.
Цели и задачи для взрослых
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявление познавательной активности.
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Памятка для родителей
Родитель – пример для подражания.
Важно!
• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! »)
• Отвечать на все вопросы детей полно и доступно
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим
• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства
• Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения
• Читать различную литературу, учить стихи
• Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы
• Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства
Нельзя!
• Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой)
• Отдалять от себя ребенка
• Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения
• Оставлять вопросы детей без ответа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любознательные почемучки"
материал в информационный уголок для родителей...
«Любознательные Почемучки»
Консультация для родителей.Возрастные особенности детей 4 – 5 лет...
Любознательные почемучки (4-5 лет)
Психологический портрет дошкольникаЧасто родителям хочется знать-каким должен быть ребёнок в определённом возрасте, гармонично ли развивается малыш, как общаться с ребёнком конкретного возраста.Любозн...
«Любознательные Почемучки»
Консультация для родителей...
Родительское собрание. "Любознательные почемучки или ребёнок пятого года жизни"
В презентации рассматриваются особенности развития детей пятого года жизни....
Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет. "Любознательные почемучки".
Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет: особенности психомоторного развития; пик страхов в 4-5 лет; развитие в игре; новые взаимоотношения со сверстниками; особенности взаимоотношений ...