Семинар-практикум для родителей "Различные виды гимнастик и упражнений для сохранения и укрепления здоровья дошкольников"(воспитатель,логопед,тифлопедагог)
материал (старшая группа) на тему
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Виды гимнастик и упражнений" | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 комбинированного вида
Петродворцового района СПБ
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Различные виды гимнастик и упражнений для сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Авторы: Гайдай Е.Н. – воспитатель, БойкоЛ.А-тифлопедагог,
Шпигарева О.Н. - логопед.
Форма проведения: Семинар-практикум.
Цель: Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий, показать на практике использование различных гимнастик ( артикуляционной, дыхательной, гимнастики для глаз, оздоровительной гимнастики после сна) и самомассажа лицевых мышц.
Задачи:
1.Оказывать родителям помощь в овладении теоретическими и практическими знаниями в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей;
2.Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике и коррекции нарушений зрения, речи у детей;
3. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
4. Установить тесную связь педагогов и родителей в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей;
Предварительная работа:
1.Создание презентации для сопровождения выступления: гимнастика пробуждения после дневного сна, зрительная и артикуляционная гимнастики с детьми группы;
2. Подготовка памяток для родителей:
- комплекс игровой оздоровительной гимнастики после сна;
- комплекс упражнений для глаз;
- комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений;
- комплекс упражнений для самомассажа лицевых мышц в игровой форме.
3. Наглядная информация:
- Папка-передвижка «За здоровый образ жизни!»;
- Информация в уголках специалистов.
Структура:
1. Вступительное слово воспитателя. Актуальность темы.
2. Просмотр, с комментариями презентации.
3. Практические упражнения с родителями.
4. Ответы на вопросы (работа с почтовым ящиком).
Ход мероприятия.
Воспитатель: Дорогие родители. Как вы считаете, главная задача родителей в отношении ребенка какая? Беречь здоровье. Конечно, и в этом вопросе мы с вами полностью солидарны. В уставе нашего дошкольного учреждения одно из основных направлений звучит так: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей». И каждый год мы прикладываем максимум усилий, чтобы выполнить эту задачу. Как вы знаете,
наше утро всегда начинается с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду — это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей. Посредством утренней гимнастики
решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов
чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у
детей вырабатывается привычка и потребность каждый день, по утрам, проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Чтобы избежать переутомления, широко используются динамические паузы во время занятий. Вот и мы с Вами засиделись, предлагаю подвигаться:
У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, на ушах, на шее, на плечах, на локтях, на животах, на коленях на носках.
У слонов есть складки, складки, складочки везде:
На лбу, на ушах, на шее, на плечах, на локтях, на животах, на коленях на носках.
У котенка шерстка, шерстка, шерсточка везде:
На лбу, на ушах, на шее, на плечах, на локтях, на животах, на коленях на носках.
А у зебры есть полоски, полоски, полосочки везде:
На лбу, на ушах, на шее, на плечах, на локтях, на животах, на коленях на носках.
(Слова сопровождаются соответствующими действиями)
. Гимнастика проходит в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение. Основная цель гимнастики после дневного сна — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и стопы. В комплекс упражнений добавляется дыхательные и звуковые элементы, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Продолжительность гимнастики пробуждения в детском саду обычно составляет не больше 15 минут. Предлагаю Вам размяться, выполнив некоторые элементы комплекса оздоровительной гимнастики после сна. (Родители, совместно с воспитателем, выполняют упражнения гимнастики)
Учитель-логопед:
По результатам диагностики речевого развития у наших детей выявлены различные виды нарушения звукопроизношения. Причиной этих нарушений является недостаточное развитие артикуляционного аппарата. Укрепить и активизировать органы артикуляции можно путём ежедневного проведения комплекса артикуляционных упражнений и самомассажа лицевых мышц, которые мы с вами сейчас разучим.
- Самомассаж лицевых мышц. Комплекс «Осень»
Осень в гости к нам пришла, Краски яркие взяла. Стала жёлтою трава, Разноцветною – листва. | Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пёстрые летят… Осень любит листопад! | Спиралевидные движения. НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. | Постукивающие движения. НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг, Вам пора лететь на юг!» | Зигзагообразные движения. НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. | Пощипывающие движения. НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, Краски яркие взяла. Стала жёлтою трава, Разноцветною – листва. | Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
2.Упражнения, выполняемые ежедневно перед зеркалом в течение 10 – 15 минут
- «Толстячок – худышка»
- «Открываем ротик – закрываем на замок»
- «Улыбочка – трубочка»
- «Подуем в трубочку» Носом – вдох, ртом – выдох
- «Хоботок у слоника» движения вверх – вниз
- «Ослик песенки поет» Повторяем последовательность из 2 гласных ау, эи ;из 3гласных аоэ, иуа; из 4гласных аоуы и т. д.
- «Язычок показался – спрятался»
- «Киска сердится – спинку выгибает»
- «Язычок умывается»
- «Язычок причесывается»
- «испечём блинчик» Пя – пя – пя
- «Блинчик» Широкий язык лежит на нижней губе
- «Остуди блинчик» Носом вдох, ртом выдох на «блинчик»
- «Пожуем блинчик»
- «Вкусное варенье»
- «Почистим зубы» Кончиком языка чистим верхние зубы, нижние зубы
- «Иголочка»
- «Часики»
- «Змейка»
- «Качели»
- «Пароход гудит» ы – Ы – ы -Ы (тихо – громко - тихо - громко)
- «Маляр»
- «Лошадка»
Ещё одной причиной речевых нарушений является неправильное речевое дыхание. Формирование правильного речевого дыхания с коротким вдохом и длительным выдохом является наиважнейшим условием формирования правильной речи.
Тифлопедагог:
В настоящее время, увеличилось количество детей с особыми возможностями здоровья, посещающих детское образовательное учреждение. Поэтому важно использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний.
Для детей с ОВЗ, в том числе, с нарушением зрения, характерно быстрое утомление, что приводит к снижению работоспособности детей, поэтому обязательным компонентом коррекционной работы является использование разных видов динамических пауз (гимнастик).
В группах для детей с нарушением зрения, приоритетной является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:
Игровое упражнение «Море волнуется раз!»
Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте фигура замри!
Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».
Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.
Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.
Если головой вертеть
И на палец не глядеть,
Палец быстро убегает
Почему – никто не знает.
Игровое упражнение «Световые ванны».
На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.
Глазки солнцу покажи,
«Здравствуй!» - солнышку скажи.
Игровое упражнение «Моргание».
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.
Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.
Точечный массаж.
Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.
«Прищепочки».
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.
«Метка на стекле».
Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.
«Жмурки».
Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.
Общеукрепляющие упражнения для глаз.
«Круговые движения головы».
Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.
«Горизонтали».
Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).
«Вертикали».
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
Игровое упражнение «Далеко - близко».
Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30 – 40 с).
«Двоение в глазах».
Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.
Игровое упражнение в стихотворной форме «Веселая неделька».
- Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, входят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
-В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
-Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движении глаз).
-В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
-Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)
Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...
Ритмическая утренняя гимнастика - одно их эффективных форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Выступление по теме: "Ритмическая утренняя гимнастика - одно их эффективных форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников" на окружном семинаре...
Инновационный педагогический проект «Использование фитбол - гимнастики в целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Здоровые дети – это основа жизни нации. Забота о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения Правительство РФ определило как одно из приоритетных направлений модернизац...
Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Дыхание- это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение.От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей дошкольного возраста несовершенна. ...
Картотека "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»
Данный материал поможет педагогам расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного воз...
Семинар-практикум для воспитателей "Спортивные игры, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Семинар-практикум «Спортивные игры как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников».Темой нашего семинара-практикума является «Спортивные игры как средство сохранения и ук...