Ритмическая утренняя гимнастика - одно их эффективных форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья на тему
Выступление по теме: "Ритмическая утренняя гимнастика - одно их эффективных форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников" на окружном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_04.2016.docx | 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья у детей очень актуальна. О здоровье говорят не только отсутствие каких-либо заболеваний, но и гармоничное нервно-психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.
К сожалению, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается , что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Отмечается, что абсолютно здоровы лишь 10-15 % детей, поступающих в школу.
Одна из задач ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ( приказ Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013г. № 1155).
Поэтому, в своей работе считаю главным следующее:( слайд 2)
-обеспечение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей;
-работу над коррекцией и укреплением опорно-двигательного аппарата на основе индивидуально – дифференцированного подхода;
-внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития;
-повышение компетенции родителей и педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Наше детский сад посещает 168 дошкольников, из них 17 человек находится в группе компенсирующей направленности.
По результатам медицинского исследования воспитанники, имеющие какие – либо отклонения в развитии ( хронические заболевания, заболевания опорно – двигательного аппарата), часто болеющие дети, составляют 13,7 % (23 ребенка). Но, конечно же, с каждым годом их число не уменьшается, а только увеличивается.
Поэтому , считаю , что укрепление и сохранение здоровья дошкольников должно осуществляться совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения.
На основе всего выше сказанного, в нашем детском саду организованна система по укреплению и сохранению физического и психического здоровья воспитанников(слайд 3) – создание условий для двигательной активности ( музыкально-спортивный зал, спортивные уголки в каждой группе, спортивная площадка на территории СП) ( слайд 4), организация питания, система закаливания (утренняя гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика после сна)( слайд 5,6), педагогическая диагностика, система двигательной активности и психологического комфорта ( физкультурные занятия, досуги, праздники, дни здоровья)(слайд 7), система работы по формированию здорового образа жизни.
Система физкультурно-оздоровительной работы
Также, в нашем дошкольном учреждении разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья воспитанников. (слайд 8)
- Сквозное и одностороннее проветривание;
- Соблюдение санитарно-гигиенического режима;
- Ритмическая утренняя гимнастика;
- Коррегирующая гимнастика после дневного сна;
- Дыхательная гимнастика;
- Физминутки;
- Пальчиковая гимнастика;
- Хождение босиком по массажным коврикам, которые изготовили родители воспитанников;
- Самомассаж;
- Прогулка на свежем воздухе;
- Игры разной подвижности;
- Дни здоровья;
- Совместные досуги , праздники с детьми и родителями;
- Самостоятельная двигательная деятельность.
Хотелось бы подробнее остановиться на здоровьесберегающей технологии, применяемой в нашем детском саду - утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. В нашем детском саду я провожу утреннюю гимнастику в форме ритмической.
Ритмическая утренняя гимнастика решает следующие задачи:(слайд 9)
- Привлечение детей к систематическим занятиям.
- Укрепление здоровья.
- Формирование правильной осанки.
- Профилактика заболеваний.
- Повышение работоспособности.
- Развитие основных физических качеств.
- Совершенствование чувства ритма.
- Формирование культуры движений.
Решение данных задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
В нашем учреждении разработаны комплексы ритмической утренней гимнастики с помощью интернет ресурсов, методической литературы. Основу данной гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений. Для комплексов я использую детские песни из мультфильмов, кинофильмов, музыкальные произведения. Музыка помогает детям лучше запомнить их. Музыкальное сопровождение создает положительный эмоциональный настрой, способствует эстетическому развитию.
Комплекс ритмической утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Во вводную часть входят разные виды ходьбы(слайд 10) (на носках, на пятачках, с высоко поднятыми коленями) ООП СП, бега (оздоровительный бег для детей старшего возраста до 1,5 минут), дыхательные упражнения; в основную – общеразвивающие упражнения(слайд 11) ( музыкально-ритмические движения); в заключительную – ходьба и дыхательные упражнения(Слайд 12) ( А.Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика»), которые способствуют укреплению позвоночника, лучшему развитию костной и мышечной тканей. Регулярное выполнение упражнений нормализует гормональный фон, благотворно сказывается на артериальном давлении, улучшает общее самочувствие и укрепляет иммунитет.
Комплексы гимнастики с детьми повторяется в течение двух недель. На первой недели – разучиваем, на второй – закрепляем. В младших группах сочетаю краткое и четкое объяснение задания с его демонстрацией на протяжении выполнения всего комплекса.
В старших группах объяснение упражнений сочетаю с показом только в самом начале освоения гимнастики. После 4-5 повторений дошкольники воспроизводят комплекс упражнений целиком под руководством воспитанника, показавшего наилучший результат на предыдущем занятии.
Это способствует стремлению детей запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности весь комплекс утренней гимнастики, помогает преодолеть стеснительность, замкнутость, стимулирует желание детей заниматься физическими упражнениями.
Я считаю, что утренняя гимнастика должна стать потребностью не только каждого воспитанника дошкольного учреждения , но каждого члена семьи дошкольника. В нашем СП дети с большим желанием выполняют упражнения, потому что заниматься всем вместе весело и интересно. Конечно, дома создать такие условия сложнее, но обязательно нужно найти подход к малышу, настроить его на то, что гимнастику нужно делать каждый день.
Мы, педагоги детского сада, ведем работу с родителями, разъясняем важность утренней гимнастики. Это происходит на родительских собраниях, «показательных выступлениях» детей, консультациях воспитателей, в индивидуальных беседах.
Педагоги оформляют «Уголки для родителей», где размещают, подобранные мною, статьи о проведении утренней гимнастики дома, комплексы упражнений , которые проводятся в данной группе в настоящее время.
Я считаю, что с самого раннего детства необходимо формировать привычку ежедневно делать утреннюю гимнастику. И личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где взрослые занимаются утренней гимнастикой, ребенок с ранних лет привыкает к правильному распорядку дня.
Совместные усилия работников СП и родителей, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности дошкольников, укреплению их здоровья.
Все фото и видеоматериалы предоставлены с согласия законных представителей (родителей) воспитанников(слайд 13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Традиция чайной церемонии, как инновационная форма взаимодействия педагога с родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников"
=I. Введение.Актуальность: В дошкольном воспитании наиболее важным является создание условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребёнка. Современные подходы к организации оздоровительно...
Презентация "Традиция чайной церемонии, как иновационная форма взаимодействия педагога с родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников"
Презентация в помощь проведения мероприятия....
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....
Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»
Поделилась опытом работы на РМО на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...
Презентация "Фитбол-гимнастика в детском саду, как одно из средств сохранение и укрепления здоровья дошкольников".
Цель:·Формирование осознанного отношения детей к себе и своему здоровью....
ПРОГУЛКА-ОДНА ИЗ ФОРМ СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ДОКЛАД ПО ЗОЖ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
«Интерактивные формы взаимодействия с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детск...