Как развивать адекватную самооценку у ребенка?
консультация на тему
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Даются советы психолога родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у ребёнка. Предлагаются родителям игры, которые помогут лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_rebenka.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать самооценку ребенка
Что такое самооценка?
Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Тест «ЛЕСЕНКА»
(тест «Десять ступенек»)
Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
- Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
- Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
- А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
- Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
В основе самооценки лежит возникшее еще в раннем детстве эмоционально положительное отношение к себе.
Задача родителей заключается в том, чтобы поддерживать такое отношение к себе у ребенка, а значит:
-не быть излишне критичными;
-не критиковать, не ругать ребенка громко, при всех;
-не сравнивать достижения ребенка с результатами деятельности сверстников;
-оказывать ребенку помощь, не отказывать в просьбах, но и не мешать проявлениям самостоятельности;
-не ограничивать его общение со сверстниками;
-если ребенок часто болеет, пропускает детский сад, находить возможности для организации его встреч с друзьями в выходные дни;
-помогать ребенку приобретать новых друзей во время летнего отдыха.
В 5-6 лет начинает складываться детская личность, развивается важнейшая личностная черта-нравственность
Нравственность-это система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
С 5 лет ребенок также начинает понимать моральные нормы: не драться, слушаться, дружить, принимать в игру, угощать, помогать младшим, не обзываться, не врать и т. д.
Важно помнить, что применение в общении со сверстниками моральных норм и правил определяет статусное положение ребенка. Для этого вы должны как можно больше общаться со своим ребенком, стараться подавать хороший пример, создавать благоприятную атмосферу в семье, завести и поддерживать семейные традиции, укреплять семейное единство.
Однако ориентирами поведения для ребенка могут служить сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе или компании. В любом детском коллективе бывают популярные дети, с которыми все играют, дружат, и не популярные, которых не все сверстники принимают в совместную игру. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоций при общении со сверстниками и занял достаточно высокую статусную позицию в детском коллективе.
Причины непопулярности детей в детском коллективе:
-уровень развития навыков общения;
-непривлекательный внешний вид;
-степень развития игровых навыков;
-обладание или не обладание заманчивыми игрушками, предметами.
При этом надо учитывать, что ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
- Поощряйте в ребенку инициативу.
- Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
- Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
"Имя"
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
"Проигрывание ситуаций"
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
-- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
"Жмурки"
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение возможностей формирования адекватной самооценки у дошкольников.
Данный опыт работы был создан в период учебы в ВУЗе и является моей Выпускной квалификационной работой. Примечателен тем, что в Приложении представлены конспекты групповых занятий, которые спосо...
Конспекты цикла занятий "Я и другие" по развитию адекватной самооценки детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР.
Цикл занятий "Я и другие" для детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР направлен на развитие адекватной самооценки: уверенности в себе и своих возможностях, активности, инициативности, самостоят...
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников
Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль...
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
рекомендации для родителей...
Развитие адекватной самооценки ребенка
Развитие адекватной самооценки ребенкаПолноценное развитие ребенка, физический и духовный рост возможны в счастливой семье, где царит атмосфера всеобщего взаимопонимания и любви. Самый близкий р...
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватно...
Самооценка ребенка. Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.
Самооценка ребенкаЧто такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о ...