"Развитие слуховой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Чистякова Ольга Николаевна

Консультация для родителей детей с тяжелвми нарушениями речи (ТНР). Цель консультации: обучение родителей играм и упражнениям, направленных на развитие слуховой памяти.

Информирование родителей с видами памяти, особенностями развития памяти у дошкольников и детей с ТНР. Выявление причин возникновения нарушений речи и слуховой памяти у дошкольников с ТНР. Рекомендованные игры и упражнения для развития слуховой памяти у детей сТНР в условиях домашнего обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluhovaya_pamyat.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие слуховой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: обучение  родителей детей с ТНР играм и упражнениям, развивающих слуховую память.

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности у родителей в вопросах коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР.
  2. Информирование о видах памяти, закономерностях развития у дошкольников.
  3. Ознакомление с причинами возникновения нарушения слуховой памяти у детей с ТНР.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти с родителями детей данной категории, с целью самостоятельного проведения на занятиях и дома.

Виды памяти:

  • Долговременная (информация хранится часы, годы).
  • Кратковременная (информация хранится минуты, секунды).

В зависимости от того, какую информацию надо запомнить, выделяют следующие направления памяти: на слова, понятия, мысли (словесная, словесно-логическая, слуховая); на образы (образная, зрительная); на движения (двигательная, моторная); на эмоции (эмоциональная).

  • По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делится на произвольную и непроизвольную.
  • Также рассматривают память механическую  и смысловую.

Особенности памяти у дошкольников:

  • Память, в основном, носит непроизвольный характер.
  • Запоминание и воспроизведение происходит независимо от воли и сознания ребенка.
  • Успешнее запоминается и воспроизводится материал, полученный в игровой форме, доступный для понимания детей, эмоционально яркий.

Особенности развития слуховой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи

Исследования памяти позволяют заключить, что у детей с ТНР объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий).

Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Причины нарушений речи и слуховой памяти
у дошкольников

Различные неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы:

  •  гипоксия плода, кислородное голодание
  • токсикозы
  •  вирусные и эндокринные заболевания матери
  •  внутренние инфекции
  • травма плода
  •  резус – конфликт
  • чрезмерный прием лекарств во время беременности
  • алкоголизм, курение, наркомания
  • влияние ионизирующей радиации
  • постоянная вибрация и др.

Особенно вредно сочетание нескольких факторов во время беременности.

Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 1 до 4 месяцев беременности.

  • Наследственные факторы
  • Родовая травма
  • Асфиксия при родах
  • Кровоизлияния в головной мозг
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребенка
  • Травма черепа с сотрясением головного мозга
  • Плохие социально – бытовые условия
  • Неблагоприятное речевое окружение ребенка, могут возникнуть речевые нарушения по подражанию (заикание, дефекты звукоподражания, ускоренный темп речи).

Уровень развития слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития!

Секреты памяти
(определенные закономерности, помогающие в запоминании материала)

Память является одним из психических процессов.

В дошкольном возрасте преобладают непроизвольные процессы.

  • Новые знания должны иметь значение для ребенка
  • Информация должна быть интересной для ребенка
  • У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации
  •  Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления
  • Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается.
  • Рассказываемый материал для запоминания должен быть понятен ребенку
  • Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец
  • Память нужно «кормить» полезной для нее пищей:

(врачи отдают предпочтение цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. Не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости).

Игры и упражнения на развитие слуховой памяти

«Запоминай и выполняй»

Ребенку предлагается запомнить и выполнить                    

Несколько простых действий:                                                          

«Встань, подойди к полке, возьми собачку и зайчика.

 Собачку положи на стол, а зайчика на большой стул».

Желательно, чтобы ребенок проговаривал свои

действия вслух.

«Поставь по порядку»

Оборудование: 3 колокольчика, разные по звучанию.

Ход игры: посмотри на колокольчики, послушай и

запомни как они звучат и как они расставлены.

Когда ты отвернешься, я поменяю колокольчики

местами. Потом ты повернешься и расставишь

Их так, как они стояли.

(Ребенку можно для проверки позвенеть колокольчиками после того, как он их

расставит).                                                                              

«Запомни и повтори 10 слов»

Ребенку предлагается внимательно прослушать и запомнить ряд слов. Затем просят повторить запомнившиеся слова. Последовательность воспроизведения значения не имеет.

Ребенку предлагаются для запоминания10слов, не связанными по смыслу, знакомые и доступные для понимания (дом, карандаш, машина, дерево, собака, яблоко, тарелка, часы, солнце, книга).

Слова зачитываются с интервалом 2 секунды.

Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной.

 Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать ребенку слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.

«Магазин»

Вы можете предложить ребенку «сходить» в «Магазин». Но для этого надо запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают «делать» 2 – 3 покупки постепенно увеличивая их количество до 5 – 7. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок могут быть по очереди дочкой/сыном, и мамой/папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.

Магазины могут быть различными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и др.

«Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другими словами. Например, Вы называете пары «кошка – молоко», «мальчик – машина», «стол – пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

«Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 – 7 слов, не связанных между собой по смыслу:

корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова.

Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.

Вариант: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например: корова – теленок; близким по звучанию, например: стол – стон); ребенок должен найти ошибку.

«Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое – нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя новое слово.

Вариант игры:

составление рядов слов из одной обобщающей группы (ягоды, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт, животные и т.п.);

Из определений к существительному («Арбуз какой?» – «Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый и т.п.).

«Добавь что-то свое» 

Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.

«Парочки»

Оборудование: карточки с парами слов.

Вариант 1:

Слова с парах связаны между собой по смыслу (кошка – мышка, огород – морковка, одеяло – подушка, лампа – свет и др.).

Ход игры:

Ребенку предлагают запомнить пары слов и по первому слову вспомнить второе. Начинать с 3 – 4 пар слов, постепенно увеличивая их количество.

Вариант 2:слова в парах не связаны между собой по смыслу (стол – собака, диван – яблоко, конь – часы, ложка – книга и т.д.).

«Как мы наряжали елочку»

Прослушай текст и запомни, что и какого цвета было?

По окончании чтения предложите ребенку назвать, что в рассказе было зеленое, красное, оранжевое, синее.

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

«Инопланетяне»

Предложите ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать его портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность.

«Запомни цифры»

Ребенку предлагается запомнить и повторить ряд цифр:

 58                         42

 259                       931

 3689                     8642

13579                   97531

«Что я перепутала в сказке?»

Прочитайте ребенку новую сказку или повторите ту, которую он уже знает.

Потом скажите ребенку, что вы будете специально делать в сказке ошибки, а он должен заметить их и исправить. Начинайте рассказывать сказку, нарочно путая имена, события или слова героев. Хвалите ребенка, если он, услышав сделанную вами ошибку, станет поправлять вас.

На примере предложенных игр, развивающих не  только память, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, речь, Вы можете придумать разнообразные игры и упражнения, которые будут поднимать настроение, сближать детей и родителей, помогут лучше понять друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...

Методическое пособие "Игры и упражнения на развитие произвольной памяти для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7 лет"

Данное методическое пособие разработано для коррекционной работы с детьми и включает дидактические игры на развитие: зрительной, вербальной и двигательной памяти....

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...