Работа с одаренными детьми
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми.
Среди сверстников одаренные дети выделяются яркими достижениями. Задачей взрослых при работе с такими детьми является создание возможностей для проявления и развития таланта ребенка.
Проявление неординарных способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Однако есть дети, одаренность которых предстоит раскрыть. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.
Одаренные дети в процессе выполнения деятельности
- с быстротой и легкостью усваивают новые виды деятельности;
- проявляется индивидуальный стиль;
- высокая способность к самообучению.
Мотивационная сфера одаренных детей:
- повышенная любознательность;
- ярко выражен интерес к определенным сферам знания или деятельности;
- высокие требования к результатам своей деятельности;
- интерес к нестандартным ситуациям.
Как определить одаренного ребенка
Выявление одаренных детей – достаточно сложный процесс, который должен учитывать множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. Выявление одаренности в раннем возрасте позволит вовремя создать для него такие условия, которые позволят развить способности ребенка более глубоко.
Принципы выявления одаренных детей:
- результаты и процесс деятельности, поведение, взаимоотношения ребенка должны быть оценены в комплексе;
- должно проводиться наблюдение в различных ситуациях и в течение длительного времени;
- наблюдение за ребенком в ситуациях, которые искусственно моделируются и максимально соответствуют его интересам и наклонностям (вовлечение в игры, проектирование);
- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов;
- следует учитывать зону ближайшего развития при оценке одаренности.
Часто случается, что неординарные способности с возрастом утрачиваются. Проблемы одаренных детей заключаются в том, что они часто остаются непонятыми сверстниками и взрослыми, которые могут принять их увлеченность своим внутренним миром за замкнутость, упрямство. Бывает, что таким детям сложно общаться со сверстниками за счет того, что им становится это просто неинтересно, в результате возникает межличностный конфликт, малыш отдаляется от сверстников, становится замкнутым. Чтобы избежать подобных ситуаций, работа с одаренными детьми обязательно должна включать тренинги межличностного взаимодействия.
Особенности работы с одаренными детьми
Особенности одаренных детей (хорошая память, индивидуальный стиль мышления и т.д.) определяют выбор методов работы педагогов, воспитателей. Разрабатываются специальные программы, направленные на развитие одаренности.
Основу системы работы с одаренными детьми составляют:
- системное и глубокое изучение тем;
- развитие продуктивного мышления, позволяющего детям самим формулировать новые знания;
- развитие творческого мышления, которое способствует принятию нестандартных решений;
- развитие стремления получать новые знания различными способами;
- предоставление возможности получения информации;
- поощрение инициативы и самостоятельности в обучении;
- возможность вариативности обучающей программы в соответствии с достигнутыми результатами;
- создание условий для анализа собственных результатов, действий при достижении таких результатов, поведения.
Одаренные дети в детском саду
В этом возрасте часто происходит раскрытие признаков одаренности ребенка. Становится понятно, что ребенок обладает явными или скрытыми способностями.
В детском саду можно определить такие направленности одаренности как творческая (музыкальная, художественная), физическая (развитие пластики) и интеллектуальная.
Для организации работы с одаренными детьми в детском саду, прежде всего, должны быть созданы соответствующие условия:
- материально-техническая база (познавательные игры, конструкторы, материалы для творчества),
- педагогический коллектив (воспитатели должны знать особенности работы с одаренными детьми, уметь найти к ним подход и создать творческую благожелательную атмосферу).
Программа работы с одаренными детьми может быть наполнена разнообразными видами и формами деятельности, но обычно включает несколько последовательных этапов развития.
- На первом этапе (2-3 года) происходит накопление детьми чувственного опыта посредством эмоционального воздействия искусства, знакомства с разнообразием окружающего мира.
- Главной задачей второго этапа (4-5 лет) является погружение ребенка в деятельность, предоставление ему возможности действовать в интересном для него направлении.
- На следующем этапе к 6 годам уже можно определить направления развития одаренности. В это время необходимо расширить горизонты деятельности, показать новые возможности.
Не следует забывать о том, что темпы развития ребенка индивидуальны, особенно обладающего неординарными способностями. При создании соответствующих условий на каждом этапе к шести годам у некоторых детей ярко проявляются признаки одаренности, особенно в творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...