Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан
«Детские рисунки" - о чем они могут рассказать» Консультация для родителей
|
Подготовила воспитатель: Тухватуллина В. П.
Январь 2015г.
Дети очень любят рисовать. Они изображают на листе бумаги всё, что чувствуют и замечают вокруг. Рисунок для ребёнка — это возможность сказать то, что он не может выразить словами. Правильное «прочтение» взрослыми рисунка ребёнка поможет заглянуть во внутренний мир маленького человечка, понять, чем он живет, как воспринимает себя и своё окружение, каковы его переживания и чувства. Давайте рассмотрим основные характеристики детского рисунка. Использование многих и ярких цветов во время рисования говорит о том, что у ребёнка весёлое настроение. Плавные линии говорят о спокойствии. Множество острых углов на детском рисунке свидетельствуют о напряжении, агрессии. Сильные нажимы карандашом, частые штриховки, постоянное использование ластика — признаки повышенной тревожности. Уверенные в себе дети рисуют свободно и размашисто. Если рисунок расположен в центре листа — ребёнок чувствует себя свободно, уверенно. Если же ребёнок оставляет на листе бумаги маленькие изображения, занимая своим рисунком лишь часть листка, это свидетельствует о тревожности и неуверенности. У любознательных детей обычно всё, что им хочется нарисовать, не помещается на одном листе бумаги. У замкнутых детей рисунки маленького размера, но прорисованные до тончайших подробностей. Если на детском рисунке нарисованы солнышко, цветы, дома — это признак уравновешенного состояния ребёнка. Примерно к четырём годам у детей появляется замысел рисунка. Именно с этого времени объектом пристального внимания и изучения становятся люди. Нарисованный ребёнком человечек — обычно и есть он сам. Если у нарисованного человечка растопыренные пальцы или большие руки, возможно, ребёнок страдает от жестокости или в нём самом зарождается агрессия. Отсутствие рук говорит о застенчивости. Крошечные ноги рассказывают о повышенной тревожности и неуверенности ребёнка. Разрозненные части тела нарисованного человечка могут свидетельствовать об эмоциональных расстройствах. Маленькие глаза у нарисованного человечка, возможно, свидетельствуют о том, что ребёнок старается сдерживать свой страх. А точечные рисунки — что ребёнок не хочет просить о помощи своих близких, а самому ему справиться с проблемой не под силу. Если на лице человека ребёнок не нарисовал рот, возможно, что автор рисунка замкнулся в себе и не хочет общаться с другими. Стоит обратить внимание на то, какими цветами ребёнок предпочитает рисовать. Если ваш ребёнок использует для своих рисунков красный карандаш больше, чем все остальные, это говорит о тревоге, сильном беспокойстве или повышенной возбудимости. Использование преимущественно чёрного, коричневый и тёмно-серого цветов может говорить о затяжной депрессии, негативных эмоциях, связанных с тем или иным событием или страхах. Обилие синего, голубого, фиолетового цветов на детском рисунке свидетельствуют о скуке или обиде. Использование только простого карандаша может рассказать о том, что жизнь ребёнка однообразна и в ней нет ярких событий. А вот розовый, оранжевый, зеленый и другие насыщенные цвета говорят о душевном благополучии ребёнка. Если же на детском рисунке преобладает зелёный цвет, по мнению специалистов, ребёнку требуется отдых и покой. Важно помнить, что нет универсального ключа для прочтения детского рисунка. И прежде чем интерпретировать его, нужно обсудить рисунок с самим ребёнком. Пусть он расскажет, почему выбрал тот или иной цвет, так или иначе расположил композицию и различные детали. Например, вас может насторожить отсутствие рук у нарисованного человечка. А в замысел ребёнка, возможно, входило то, что его человечек просто сложил руки за спиной или спрятал там сюрприз, приготовленный для кого-либо. Конечно, детские рисунки должны интерпретировать специалисты. Но обладание базовыми знаниями о том, что может рассказать творчество ребёнка о его внутреннем мире, поможет родителям чувствовать и понимать, чем живёт их чадо. Эти знания помогут взрослым порадоваться вместе с ребёнком, а если будет нужно, то и оказать ему необходимую помощь.
Используемая литература 1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 – 344с. 2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. – 89с. 3. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
|