Консультация для родителей "О чем может рассказать детский рисунок?"
консультация на тему
Дети любят рисовать, и это не случайно. Для ребенка рисунок это способ выразить свое психоэмоциональное состояние, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности. По детскому рисунку опытный психолог может много рассказать и о самом ребенке и о его семье. Заботливые родители не просто хранят детские изобразительные шедевры, но и внимательно их изучают. Так о чем же может рассказать детский рисунок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_11.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
О чем может рассказать
детский рисунок?
Дети любят рисовать, и это не случайно. Для ребенка рисунок это способ выразить свое психоэмоциональное состояние, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности. По детскому рисунку опытный психолог может много рассказать и о самом ребенке и о его семье. Заботливые родители не просто хранят детские изобразительные шедевры, но и внимательно их изучают.
Так о чем же может рассказать детский рисунок?
Рисунок показывает:
• уровень общего умственного развития – техника детского рисунка должна соответствовать возрасту ребенка;
• как ребенок воспринимает действительность – эмоционально или рационально;
• уровень психомоторного тонуса – ребенок активный или пассивный;
• насколько ребенок может самостоятельно контролировать и планировать свои действия, насколько он импульсивен;
• испытывает ли ребенок тревожность, как личностную черту, или тревогу, как состояние на момент обследования;
• наличие у ребенка страхов и депрессивных настроений;
• особенности реакции на стресс;
• насколько ребенок агрессивен и природу агрессивности – физическая, защитная, невротическая;
•особенности характера ребенка - экстравертность, интровертность, демонстративность;
• как он чувствует себя в обществе - насколько удовлетворена его потребность в общении, избегает ли он общения (аутизация), есть ли антисоциальные тенденции;
• как ребенок относится к семье и к отдельным членам семьи.
Эволюция детского рисунка
Как и что рисует ребенок, какие сюжеты для рисования он выбирает, зависит от его возраста. Так что можно говорить, что детский рисунок проходит несколько стадий.
1. Начальная стадия или стадия каракулей (примерно до 2 лет). Ребенок только начинает пробовать рисовать, он экспериментирует с цветами. Он рисует черточки, линии, круги. На этой стадии малышу очень важен именно сам факт творения – что от движения его руки на бумаге остается линия.
2. Ассоциативная стадия или стадия образного мышления (примерно до 3х лет).
Иногда еще этот период называют “стадией головастиков”. Ребенок начинает пытаться изобразить то, что он видит вокруг. Малыш сначала рисует что-то, а потом уже пытается это сопоставить с реальностью и объясняет – это я, это мама, это папа, это дерево и т.д. Постепенно с развитием ребенка черточки и кружки, которые он рисует, становятся головастиками, потом обрастают дополнительными подробностями. Постепенно фигуры и предметы начинают приобретать более понятную форму и взрослые уже без пояснений могут отличить на рисунке голову от туловища или человека от машины. Фигуры людей малыш рисует в виде головоногих – шарик с ручками и ножками, глазами, ртом, носом, иногда волосами и ушами.
3. Стадия рисунков с примитивной выразительностью (примерно до 5 лет).
Ребенок рисует уже осознано и старается изобразить фигуры и предметы такими, какими он их видит. Рисуя людей или животных, ребенок изображает туловище и голову. Одним из отличий этой стадии является то, что дети рисуют все, что видят, в том числе и движение (например, как бежит человек), и погодные явления (как дует ветер, как светит солнце). Чаще всего ребенок рисует не с натуры, а по памяти.
4. Дети старше 5 лет уже рисуют с натуры и всегда знают, что они нарисовали.
5. Стадия смешанного профиля (примерно с 7 лет).
С 7 лет дети изображают голову в профиль, а туловище и ноги с руками – фронтально. При этом черты лица удваиваются, то есть ребенок изображает голову в профиль и пририсовывает к ней два глаза. Так происходит потому, что ребенок рисует не то, что он видит, а то, что он знает.
6. Стадия правильной профильной ориентации (примерно с 9 лет).
Если ребенок изображает кого-то в профиль, то он рисует правильное количество видимых глаз, рук, ног и т.д.
Не стоит переживать, если ваш ребенок немного задерживается с переходом на другую стадию. Психологи говорят, что ребенок должен “вырисоваться”, то есть чем раньше он начнет рисовать, тем раньше перейдет на другую стадию. И наоборот – если ребенок впервые начал рисовать в 2 года, не стоит ждать, что он сразу перейдет на стадию образного мышления.
Настало время поговорить о палитре
Как правило, малыши используют в рисунке 5-6 цветов. Если малыш использует более широкую палитру, то это говорит о чувственной натуре. Скудная палитра свидетельствует об отрицательных эмоциях.
- Темно-синий – самоанализ, потребность в покое и сосредоточенность на собственных проблемах.
- Зеленый – независимость, уравновешенность, стремление к безопасности и упрямство.
- Красный – агрессия, возбудимость и сила воли.
- Желтый – оптимизм, любознательность и положительные эмоции.
- Фиолетовый – интуиция, фантазия.
- Коричневый – физический дискомфорт, медлительность и негативные эмоции.
- Черный – потребность в изменениях, протест и подавленность.
- Серый – отстраненность, безразличие и желание уйти.
Подготовила:
воспитатель по изодеятельности
Полякова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в средней группе детского сада. "Знакомство с графикой. Что может рассказать иллюстрация"
Представленный конспект занятия позволяет обогатить представления детей среднего дошкольного возраста о книжной графике. Познакомить с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецовым, особенностями ...
О чем может рассказать детский рисунок?
Консультация для педагогов ДОУ....
Шпаргалка для родителей "Что может рассказать детский рисунок об авторе?"
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА...
О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок.
Детский рисунок является показателем психического развития его автора. Прежде всего, рисование – это проявление и моторной, и эмоциональной, и познавательной активности. Характер изображений детей опр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПРОГУЛКА?»
Консультация для родителей «О чём может рассказать прогулка?»...
Консультация для родителей по ИЗО: «Что может рассказать детский рисунок…»
С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутреней мир узнать об его восприятии окружающего мира. Данная консультация позволит понять своего ребенка, используя легкие тес...