Семинар-практикум для родителей «О чем могут рассказать детские рисунки?»
методическая разработка
Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимания на то, что именно и как изображено на листе бумаги.
А ведь в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка. Потому что нарисовать ребенку легче, чем выразить что-то словами. Рисунок – это такой искренний рассказ о себе, о том, как ребенок воспринимает и себя, и свое окружение.
Детский рисунок - это показатель психического развития ребенка, его восприятия, моторики, развития мышления и речи, его эмоционального состояния. Детский рисунок помогает понять, как и о чем ребенок думает, как он что-то представляет, что он чувствует, и где могут быть проблемные ситуации.
Рисунок – это прекрасный повод для общения!
Почаще говорите с ребенком о его рисунках. Это замечательный повод для беседы – вы узнаете, о чем ребенок думает, что его тревожит или вдохновляет, о чем он мечтает.
Можно задавать самые разные вопросы - “Что и кого ты нарисовал? Почему именно такого цвета? Почему предмет или герой расположен именно здесь? Что делают герои на рисунке, как они себя чувствуют? Кого или чего не хватает на рисунке?”
Иногда ребенку сложно что-то сказать напрямую, но он это может выразить через рисунок и свой рассказ о нем. Это очень хороший способ больше узнать о своем собственном ребенке – о его внутреннем мире, о его восприятии других людей. А еще это полезно самому ребенку – ведь он учится рассказывать, строить предложения и выражать свои мысли и чувства.
Словом, если отнесетесь к детским рисункам более внимательно, и вы увидите мир глазами вашего малыша и сможете лучше его понять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_seminara-praktikuma_s_roditelyami.docx | 15.88 КБ |
prilozhenie_1.docx | 515.49 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.62 КБ |
prilozhenie_3.docx | 1.06 МБ |
prilozhenie_4.docx | 14.52 КБ |
list_registratsii.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Семинар-практикум для родителей
«О чем могут рассказать детские рисунки?»
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
Время проведения | Содержание |
Подготовительная работа | |
На протяжении года |
|
Вступительная часть | |
17.45 – 18.00 |
|
Основная часть | |
18.00 – 18.45 |
|
Заключительная часть | |
18.45 – 19.00 |
|
Предварительный просмотр:
Детский рисунок – это просто веселое занятие?
Давайте вместе узнаем,
о чем может поведать детский рисунок?
Предварительный просмотр:
О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?
Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.
Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.
СТРУКТУРА РИСУНКА
Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.
Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.
Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».
Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».
Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.
Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».
На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
МАНЕРА ПИСЬМА
Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.
Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.
Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.
ПАЛИТРА – зеркало души
Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.
Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция;
коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Искусство «читать» детские рисунки
- Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, остерегайтесь однозначных и «лобовых» трактовок рисунков ребенка.
- Как утверждают психологи: «Одно и то же изображение, один и тот же сюжет могут быть продиктованы самыми разными причинами и обстоятельствами. Один и тот же признак может иметь разные значения». К примеру, фигура автора, изображенная намного более крупно, чем другие фигуры на рисунке, может означать как склонность к повышенной самооценке, так и компенсаторное желание чувствовать свою значимость при заниженной самооценке».
- По мнению психологов, однозначная трактовка того или иного признака, без учета всей картины нарисованного в целом, без учета контекста выполнения рисунка – недопустимы.
- Одного-двух рисунков недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы.
Помните, что рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное ребенком в образах. По завершении рисунка важно спросить у ребенка: «Кто это? А это?» или «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?».
- Если Вас, родители, смущает и настораживает содержание рисунков вашего ребенка, имеет смысл обратиться к специалисту.
- Получить консультацию психолога по детским рисункам можно, например, на портале «Я-родитель»
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 133 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Семинар-практикум
для родителей
«О чем могут рассказать детские рисунки?»
Лист регистрации
Дата проведения |
№ п/п | ФИО | Участник образовательных отношений (педагог/родитель) | Подпись |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 |
М.П. /__________/ подпись Заведующего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....
Семинар-практикум для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).
Семинар-практикум для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»
способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Данный материал будет полезен для старших воспитателей, зам. по ВМР ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Театральная деятельность в детском саду – вопросы, проблемы и пути их разрешения»
Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной деятельности в детском саду. Задачи: 1. создать условия для ак...
Семинар-практикум для педагогов-"Что может герб нам рассказать!"
Семинар-практикум «Что может герб нам рассказать».Знакомство с историей возникновения главных государственных символов: флага и герба.Цель: знакомство с историей развития государственных с...