Тест-опросник родительского отношения
тест на тему

Каленова Елена Юрьевна
Вашему вниманию представлен тест-опросник родительского отношения.( авторы А.Я. Варга, В.В. Столик). Данный тест помогает выявить стиль отношения родителя (законного представителя) к ребенку и в случае необходимости скорректировать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa_-_test_roditelskogo_otnosheniya_a.ya_._varga.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест-опросник родительского отношения.(А.Я. Варга, В.В. Столик)

                

                Приглашаем Вас принять участие в совместной работе персонала детского сада и семьи, направленной на понимание особенностей Вашего ребенка, повышение эффективности методов воспитания и развития.

                Прочитайте приведенные ниже высказывания. Если Вы согласны, с каким либо из них, обведите их в кружочек. В этом тесте нет правильных или неправильных ответов, существует только Ваше мнение относительно воспитания своего ребенка, которое поможет воспитателям лучше понять психологические особенности воспитанников. Свой лист, пожалуйста, подпишите. Заранее благодарим Вас  за участие в работе!

ф.и._______________________________________

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

  1. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
  2. Я уважаю своего ребёнка.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от  реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
  1. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  2. Мой ребёнок часто неприятен мне.
  3. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

10. Бывают   случаи,   когда   издевательское   отношение   к   ребёнку приносит ему большую пользу.

  1. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
  2. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
  3. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

  1. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  2. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как «губка».

18.        Моего  ребёнка  трудно  научить  хорошим  манерам  при  всём старании.

19.        Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

  1. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  2. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  3. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
  4. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
  5. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
  6. Я жалею своего ребенка.
  7. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям
  8. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  9. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  10. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  11. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
  12. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  13. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  14. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  15. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  16. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  17. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  18. Я всегда считаюсь с ребенком.
  19. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  20. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
  21. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  22. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
  23. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  24. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  25. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  26. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  27. Мой ребенок часто раздражает меня.
  28. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
  29. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  30. Я не доверяю своему ребенку.
  31. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  32. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  33. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  34. Я разделяю интересы своего ребенка.
  35. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  36. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
  37. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  38. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
  39. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  40. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  41. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
  42. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Шкала «Принятие — отвержение»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29,37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56 (т. о. 31 ответ, положительный или отрицательный – 100%  по данной шкале).

Как принятие оцениваются положительные ответы на вопросы: 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Как отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55.

Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На полюсе принятия родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс (отвержение): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. По большей части, родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала «Кооперация»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36 (т.о  8 ответов – 100% по шкале).

«Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала «Симбиоз»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58 (т.о. 7 ответов – 100% по шкале).

Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале (5—7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя начинает повышаться, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, 61 (т. о. 8 ответов – 100% по шкале) .

Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (5—8 баллов) по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Шкала «Инфантилизация» («Маленький неудачник»)

Утверждения, относящиеся к этой шкале: 11, 13, 17, 22, 28, 54, 60 (т.о 7 ответов – 100% по шкале).

Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (5—7 баллов) в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия, что приводит к социальной инвалидизации ребенка.

            % по шкале

Ф.И.

Принятие-

отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная

гиперсоциализация

Инфантилизм

Родительские отношения

%

ранг

100%

80%

60%

40%

20%

родители

    - кооперация                                                                            - инфантилизация - «маленький неудачник»

    - принятие – отвержение                                                        - авторитарная гиперсоциализация

    - симбиоз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Опросник Родительского Отношения"

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)  представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощь...

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)...

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по в...

Тест-опросник родительского отношения

Тест-опросник родительского отношения(автор  А.Я.Варга, В.В.Столин)....

«Тест-опросник» родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности ...

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психол...