ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)
тест по коррекционной педагогике на тему

Севастьянова Евгения Сергеевна

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test-oprosnik_varga-stolin_oro.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

I. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклон ноете й. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. «Кооперация» - социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

III. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале Можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

IV. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

V. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.


Текст опросника

Напишите около высказываний, с которыми Вы согласны, «да» или «+», а возле тех, с которыми не согласны, «нет» или «-»:

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

I. «Принятие-отвержение»: «нет» 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56;

«да» 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60.

II. Образ социальной желательности поведения: «да» 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

III. «Симбиоз»: «да» 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

IV. «Авторитарная гиперсоциализация»: «да» 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

V. «Маленький неудачник»: «да» 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

I - отвержение,

II  - социальная желательность,

III - симбиоз,

IV - гиперсоциализация,

V - инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. = 160.

I шкала

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Процентиль

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

31,01

53,79

68,35

«Сырой» балл

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Процентиль

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

«Сырой» балл

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Процентиль

99,36

100

100

100

100

100

100

100

100

II шкала

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентиль

1,57

4,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,33

III шкала

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентиль

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

95,65

IV шкала

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

Процентиль

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,74

V шкала

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентиль

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

99,83

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник родительского отношения к детям

Тест - опросник отношения к детям. Модификация теста А.Я.Варги...

Консультация для родителей «Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста»

 Социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности и совпадает с периодом детства. В этот период происходит вхождение ребенка в мир людей. Ребенок овладевает ...

Тест родительского отношения к детям

Тест-опросник. Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин....

ПРОЕКТ «Развитие детско-родительских отношений у детей раннего возраста «Какой – Я»

Проект "Развитие детско-родительских отношений у детей раннего возраста "Какой - Я"...

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психол...

"Формирование семейных ценностей и укрепление детско-родительских отношений у детей младшего дошкольного возраста

Семья - первая и основная среда развития дошкольника. Семья оказывает огромное влияние на ребенка, приобщает его к окружающей жизни, является главным двигателем для успешного и гармоничного развития....