«Тест-опросник» родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
тест
С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_oprosnik_dlya_roditeley.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тест-опросник» родительского отношения
А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Инструкция: «Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия делайте соответствующую отметку в бланке ответов.»
Бланк ответов:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 61 |
Вопросы:
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку расположение.
- Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносят ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку липнет все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу со своим ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Не возможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я не высокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка результатов.
Авторы теста выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из типов зависит от количества полученных ответов, данных родителем на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из типов отношения.
- Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60;
- Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
- Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58;
- Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59;
- Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Характеристики типов родительского отношения по количеству набранных баллов соответствуют следующему описанию:
- Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Если родитель получил высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что его ребенок нравится ему таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Стремится проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы.
Если родитель получил низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, не большого ума, дурных наклонностей. Часто испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяет ему и не уважает его.
- Кооперация. Шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Если родитель получил высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить его заинтересованность делами и планами ребенка. Родитель старается во всем помогать ему, проявляет сочувствие. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю, можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что он ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущает тревогу за ребенка. Он кажется ему маленьким и беззащитным. По своей воле родитель никогда не позволяет ему проявлять самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю, говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
- Авторитарная гиперсоциализация. Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю, в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка послушания и дисциплины, они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник. Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается не приспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник детско-родительских отношений. А.Я. Варга, В.В. Столин
Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно»...
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)...
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Педагог-психолог...
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психол...
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин...
Тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин)
Тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин)...
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Цель: выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств...