«Тест-опросник» родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
тест

Баранова Ксения Викторовна

С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_oprosnik_dlya_roditeley.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Тест-опросник» родительского отношения

А.Я. Варга, В.В. Столина

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.

Инструкция: «Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия делайте соответствующую отметку в бланке ответов.»

Бланк ответов:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

№ вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

№ вопроса

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

№ вопроса

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Ответ

№ вопроса

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Ответ

№ вопроса

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Ответ

№ вопроса

61

Вопросы:

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6.  Я испытываю к ребенку расположение.
  7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносят ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку липнет все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу со своим ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Не возможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов.

Авторы теста выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из типов зависит от количества полученных ответов, данных родителем на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из типов отношения.

  1. Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60;
  2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58;
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59;
  5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Характеристики типов родительского отношения по количеству набранных баллов соответствуют следующему описанию:

  1. Принятие-отвержение.  Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Если родитель получил высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что его ребенок нравится ему таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Стремится проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы.

Если родитель получил низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, не большого ума, дурных наклонностей. Часто испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяет ему и не уважает его.

  1. Кооперация. Шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Если родитель получил высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить его заинтересованность делами и планами ребенка. Родитель старается во всем помогать ему, проявляет сочувствие. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.

3. Симбиоз.  Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю, можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что он ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущает тревогу за ребенка. Он кажется ему маленьким и беззащитным. По своей воле родитель никогда не позволяет ему проявлять самостоятельность.                                                  

 Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю, говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.

  1. Авторитарная гиперсоциализация. Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю, в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка послушания и дисциплины, они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.

Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.

5. Маленький неудачник. Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается не приспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник детско-родительских отношений. А.Я. Варга, В.В. Столин

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утвер­ждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно»...

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)...

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психол...

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин...

Тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я.Варга,  В.В.Столин)...

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Цель: выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств...