Развиваем язычок
презентация на тему
Методические рекомендации для родителей о проведения артикуляционной гимнастики с ребёнком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 764 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения
Уважаемые родители! Артикуляционная гимнастика – первый и очень важный этап в постановке звука. Выполняйте её несколько раз в день. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче. Успеха и терпения вам!
Правила проведения артикуляционной гимнастики. Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Движения проводите неторопливо, ритмично, четко. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
Упражнение №1. Отгадай загадку : Я землю копала, Ничуть не устала А кто со мной копал, Тот и устал. (лопата) Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
Цель упражнения: выработать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Улыбнись. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.
Упражнение №2. Доскажи словечко : Платье Машеньке из шелка Сшили нитка и … (иголка) Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.
Цель упражнения: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Открой рот. Язык высунь далеко вперед. Напрягай мышцы языка и делай его узким. Удержи иголочку, считая от одного до пяти.
Упражнение №3. Доскажи словечко : Лицо – циферблат, а стрелки – усы, Голос – звоночек, все вместе - … (часы) Тик- так, тик – тук, Влево-враво, влево-вправо, Мой язык скользит лукаво, Словно маятник часов, Покачаться он готов.
Цель упражнения: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон. Покажи левую руку. Покажи правую руку. Открой рот. Высунь узкий язык. Тяни его попеременно то вправо, то влево
Упражнение №4. Доскажи словечко : К облакам мы полетели, Вместо крыльев нам … (качели) На качелях я качаюсь: Вверх – вниз, вверх – вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Цель упражнения: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Улыбнись. Открой рот, как при звуке а. Опусти широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два». Повтори еще раз. Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Примечание: первоначально взрослый как бы дирижирует кистью руки, делая поясняющие движения вверх - вниз с постепенным ускорением.
Упражнение №5. Доскажи словечко : Разгрызешь стальные трубы, Если часто чистишь … (зубы) Чищу зубы, чищу зубы И снаружи… И внутри… Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.
Цель упражнения: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая Движения из стороны в сторону. Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. Если получится, почисти верхние зубы.
Упражнение №6 . Доскажи словечко : Мы добились одобренья Банку вскрыть тотчас … (варенья) Очень вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.
Цель упражнения: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы. Слегка приоткрой рот. Представь, что ты ешь очень вкусное варенье. Широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
Упражнение №7 . Доскажи словечко: Трусит съехать вниз Егорка – Высока из снега … (горка) Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются.
Цель упражнения: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы. Открой широко рот. Широкий язык опусти за нижние зубы, упрись в них языком. Плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам.
Упражнение №8. Отгадай загадку : Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. (маляр) Красить потолок пора, пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем, поведем вперед – назад – наш маляр работе рад!
Цель упражнения: отработать подъём языка вверх и его подвижность. Улыбнись. Открой рот. Подними язык к бугорочкам. Води, поглаживая кончиком языка как кисточкой, по нёбу вперед – назад. Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
Упражнение №9 . Отгадай загадку : Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы. (гриб) На лесной опушке, Где жила кукушка. Вырос гриб волнушка – Шляпка на макушке, Звукознайкин в лес пошел, И большой грибок нашел. Вот и нет волнушки На лесной опушке.
Цель упражнения: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. Улыбнись. Приоткрой рот. Медленно пощелкай языком. Щелкни языком и присоси (приклей) его к нёбу; из языка получилась шляпка грибка. Открывай рот по-шире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка гриба из подъязычной уздечки.
Упражнение №10 . Отгадай загадку : На скаку играя гривой Скачет быстро он, красиво Не догонишь никого Ишь как скачет: И-го-го! (конь) Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок!
Цель упражнения: отрабатывать подъем языка, укреплять мышцы языка, Улыбнись. Приоткрой рот. Пощелкай кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Упражнение №11 «Ступеньки » Язычок пошел гулять по ступенечкам шагать: Раз – широким языком обними верхнюю губу. Два – широким языком обними верхние зубы. Три – язычок прыгнул за зубы к бугорочкам и весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-д.
Цель упражнения: выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений. Приоткрой рот. Широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька. Широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.
Дополнительные упражнения
Подготовительное упражнение для звука «С» «Свистим со спичкой»
Подготовительное упражнение для звука «Л» Поём песенку и прикусываем язычок «Маленькие качели» - язычок прячется за зубки
Подготовительное упражнение для звука «Р» «Барабанщик»-язычок стучится за верхние зубки – «Д-Д-Д» «Болтушка с пальчиком» – произносим звук «Д-Д-Д» и указательным пальцем производим движения слева на право, заставляя вибрировать кончик языка.
Подготовительные упражнения для звука «Ш». «Змейка»- губы «хоботком», язычок поднимем «Чашечкой» за зубы, если язычок не поднимается то помогаем указательным пальчиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С пальчиками поиграй, язычок не забывай! (развиваем мелкую моторику)
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?...

Авторская логопедическая книга «С язычком играем, речь развиваем».
laquo;Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д.Ушинский Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степе...

Мастер класс для родителей "С язычком играем - речь развиваем"
Помощь родителям для развития речи детей...

Проектная работа в первой младшей группе "Развиваем пальчики,развиваем язычок".
Цель:Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Задачи:1.Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и ...

Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Играй и язычок свой развивай!»
Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. У многих детей отмечаются нарушения произношения нескольких групп ...