Логопедический проект "С язычком играем - речь развиваем!"
проект по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Логопедический проект
«С язычком играем – речь развиваем».
Разработала
Учитель-логопед
Плотникова
Татьяна Николаевна
Красноярск 2018
Актуальность проекта:
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Благодаря регулярным занятиям артикуляционной гимнастикой дети со сложными нарушениями звукопроизношения преодолевают речевые дефекты.
Артикуляционная гимнастка сама по себе мало интересна для детей и без использования игровых и нетрадиционных методов и приемов может быть не достаточно эффективна.
Проект «С язычком играем – речь развиваем» призван вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.
Цель проекта: создать условия для успешного развития артикуляционной моторики и подготовки базы для чистого звукопроизношения у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи проекта:
- В доступной форме познакомить детей средней группы с органами артикуляции, их назначением.
- Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
- Создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.
- Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.
- Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
- Привлечь родителей к сотрудничеству. Создание дидактических кукол и других пособий для проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме в детском саду и дома.
Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь 2017 г.- ноябрь 2017г.).
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемые результаты:
- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
.
Этапы реализации.
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1 этап: подготовительный.
- Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
- Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
- Подготовка материала для проведения практикума для родителей по артикуляционной гимнастике.
- Подборка новой литературы по артикуляционной гимнастике, насыщенной игровыми моментами.
2 этап: работа с педагогами:
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей».
- Познакомить с содержанием основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения конкретных групп звуков.
- Изготовление комплекта «С язычком играем – речь развиваем».
2 этап: работа с детьми:
- Знакомство с органами артикуляции с опорой на зеркало.
- Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики.
- Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями.
- Изготовление артикуляционных кубиков.
- Использование дидактических кукол «Лягушка», «Обезьянка» для изучения артикуляционных упражнений.
- Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика для девочек», «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», «Артикуляционная гимнастика в стихах».
2 этап: работа с родителями:
- Практикум для родителей по артикуляционной гимнастике.
- Предоставить возможность для родителей получить практические материалы (памятка: Правила проведения артикуляционной гимнастики, Основной комплекс артикуляционной гимнастики с описанием и картинками, консультация для родителей «Выполняем артикуляционную гимнастику дома»).
- Привлечение родителей к изготовлению дидактических кукол и других пособий по артикуляционной гимнастике для занятий дома и в детском саду.
3 этап: заключительный.
- Диагностика артикуляционной моторики у детей.
- Выставка дидактических кукол и других пособий.
- «Веселые разминки с язычком, которые проводят дети».
Достигнутые результаты:
Подводя итоги работы по реализации проекта «С язычком играем – речь развиваем », можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит положительные результаты. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.
У детей сформировались четкие представления об органах артикуляции. Дети успешно освоили все основные артикуляционные упражнения, что значительно способствовало выработке основных артикуляционных укладов.
На протяжении всего проекта дети с интересом выполняли артикуляционные упражнения, этому способствовали дидактические куклы, артикуляционные кубики, использование артикуляционных сказок, опорных картинок. Занятия были насыщенные и разнообразные. Сформировался положительный эмоциональный настрой. В итоге проекта дети с удовольствием самостоятельно проводили артикуляционную гимнастику со своими игрушками – помощниками.
Большинство родителей в той или иной мере приняли активное участие в проекте. Постепенно родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников коррекционного процесса. Большинство родителей с готовностью откликались на предложения, серьезно воспринимали домашние задания, тщательно выполняли их.
Родителями были изготовлены замечательные дидактические куклы для проведения артикуляционной гимнастики. В группе была организована выставка дидактических кукол.
Со стороны воспитателей группы была оказана помощь, они были активными участниками проекта. В течение дня в группе были организованы логопедические пятиминутки, на которых проводилась артикуляционная гимнастика в игровой форме.
Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика каждый день!»
Задачи:
- Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.
- Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
- Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений.
Оборудование: Зеркала, дидактические куклы «Лягушка», «Бегемот» для проведения артикуляционной гимнастики, артикуляционные кубики, памятки для родителей: «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?», практический материал «Основной комплекс артикуляционной гимнастики с описанием и картинками».
Содержание:
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей и научимся правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .
2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Я раздам каждому рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Вы можете с ними ознакомиться и задать вопросы.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
• «Заборчик»,
• «Окошечко»,
• «Трубочка»,
• «Чашечка»,
• «Блинчик»,
• «Иголочка»,
• «Мостик»,
• «Парус»
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
• «Часики»;
• «Качели»;
• «Лошадка»;
• «Чистим зубки»;
• «Вкусное варенье»;
• «Барабанщик»;
• «Худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Для каждого из вас я подготовила практический материал «Основной комплекс артикуляционной гимнастики с описанием и картинками». Предлагаю вместе выполнить некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.
Также хотелось бы отметь, что ведущий вид деятельности у детей дошкольников – игровая деятельность, а одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе.
Сегодня я хочу предложить вам создать интересные игровые пособия для своих детей, которые позволят проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы дети с удовольствием включались в игру и выполняли упражнения, сами того не замечая.
И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике:
- Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»;
- Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»;
- Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика»;
- Е.С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»;
- Е.М. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи»;
- Особенно я хотела отметить книгу Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книге на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Гимнастика для язычка.Играем речь развиваем
Артикуляционная гимнастика Для чего нужна....
Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...
Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...
Авторская логопедическая книга «С язычком играем, речь развиваем».
laquo;Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д.Ушинский Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степе...
Мастер класс для родителей "С язычком играем - речь развиваем"
Помощь родителям для развития речи детей...
Логопедический проект "Пальчики играют - речь развивают"
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические з...