Формирование основ музыкальной культуры в семье.
консультация на тему
Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста. Ребёнок начинает осваивать язык музыки, её «речь» ещё до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б. В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, развитие эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире будет сфера эстетических потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_muzykalnoy_kultury_v_seme.docx | 18.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование основ музыкальной культуры в семье.
Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста. Ребёнок начинает осваивать язык музыки, её «речь» ещё до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б. В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, развитие эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире будет сфера эстетических потребностей.
Основой музыкальной культуры для ребёнка является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Пожалуй, для многих детей только детский сад даёт возможность впервые соприкоснуться с образцами музыкальной культуры. К сожалению редки стали семьи, где ребёнок может в домашней обстановке услышать классическую музыку, «живое» исполнение на музыкальных инструментах, пение. То, как это необходимо детям, можно оценить, наблюдая за реакцией двухлетних детей на звучание фортепиано, когда они первый раз слышат его звучание. Я бы назвала это реакцией «ошеломления»: «Как, откуда льются такие интересные, замечательные звуки?! Что это такое?». Дети замирают, оценивая свои впечатления, а потом показывают своим поведением, что это им очень нравится! Они начинают двигаться: хлопать в ладоши, улыбаться, топать ножкой, издавать звуки. Примерно та же самая реакция наблюдается и на пение взрослого. Маленькие дети – самые хорошие слушатели. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с самого раннего возраста соприкасался с музыкой, пением. Причём, имеется ввиду не записи «взрослых» эстрадных песен и даже «детских» из мультфильмов, которые больше создают эмоциональный фон и не очень понятны маленьким детям, а звук в чистом виде, то есть голос, звучание конкретного инструмента. Воздействие музыкальных занятий на ребёнка трудно переоценить. Они развивают его во всех направлениях: физическом, умственном, психическом. Развивают положительные реакции, делают ребёнка доброжелательнее, спокойнее.
В своей работе с младшими дошкольниками я уделяю большое внимание исполнительской деятельности: часто играю на фортепиано, пою песни, «взрослые» в том числе. Могу сказать, что дети быстро привыкают ко мне, как к музыкальному воспитателю, с удовольствием участвуют во всех действиях, связанных с музыкой.
К концу учебного года в первой младшей группе даю первые образцы классической музыки. Сначала в своём исполнении, потом в исполнении оркестра в записи. Дети правильно ориентируются в характере музыки. Под спокойную, тихую например, отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена, они успокаиваются, складывают руки под щёчкой – «спят». Под музыку «Венгерской рапсодии» И. Брамса – хлопают в ладоши, пытаются быстро двигаться. Музыкальные примеры для слушания для малышей подбираю по принципу контрастного звучания.
Дети трёхлетнего возраста способны уже оценить более «промежуточные» настроения музыки. У них формируется образное восприятие. Дети этого возраста уже не путают музыку «медведя» и музыку «лисички». Они с удовольствием отгадывают «музыкальные» загадки, правильно показывают карточки с изображением «птички» и «зайчика» в соответствии с музыкой. В средней группе детям понятны образы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. В старшей – «Карнавала животных» М. Мусоргского. А с детьми 6-7 лет при прослушивании классической музыки использую приёмы «активного слушания», «эмоционального погружения». Звучание лучших образцов музыкальной классики сочетаются с двигательными импровизациями, игрой на детских музыкальных инструментах. Восприятие музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста строится на создании внутренних визуальных картин, то есть на воображении определённых картин внешнего мира, близких и знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей. Считаю, что детям важно предоставлять свободу самовыражения – пусть ощутят свои возможности, обретут чувство эмоциональной раскованности. Их творчество проявляется в процессе развития умения слушать музыку, умения согласовывать свои действия с её постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.
Хочу подчеркнуть большое значение беседы педагога с детьми о прослушиваемой музыке. Как известно из педагогики, беседа является одним из важных методов обучения и воспитания. Тематика бесед на музыкальном занятии связана с обсуждением эмоционального впечатления, полученного детьми от прослушанной музыки, с выявлением средств музыкальной выразительности. Беседы, вопросы и ответы на них рождают на музыкальных занятиях дух творчества, включают каждого ребёнка в поисковую деятельность. Важно при беседе сохранить эмоциональное отношение и интерес детей к прослушанному произведению, те чувства и настроения, которые возникли у ребёнка при слушании и исполнении прослушанного музыкального произведения.
В своей работе с детьми стараюсь использовать разные формы музыкальной деятельности. Это и праздники, и развлечения, которые проводятся в виде музыкальных игр-сказок на репертуаре программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Это и звучание классической музыки на тематических занятиях, посвященных временам года, а также возможность послушать настоящих музыкантов-исполнителей, которых мы приглашаем в детский сад с концертами. С большим удовольствием дети вместе с родителями участвуют в музыкально-двигательных фантазиях по программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. На интегрированных занятиях приобщаются к творчеству зарубежных и русских композиторов. Музыкальное искусство сочетается на этих занятиях с искусством художественного слова. Дети получают знания о разнообразии музыкальных инструментов, о разных жанрах музыкального искусства. Так, постепенно, начиная с самого раннего возраста, дети в доступной форме проходят очень важный участок своего жизненного пути – постижение силы и красоты музыкального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование основ музыкальной культуры посредством музыкально-ритмических движений"
Данная статья раскрывает опыт работы по одному из направлений музыкального образования дошкольников музыкально-ритмического воспитания...
Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...
Формирование основ музыкальной культуры в музыкально-ритмической деятельности
Выбранную мной тему я считаю актуальной для сегодняшнего времени, т.к. в настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходим...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...
Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.
Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...
«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»
«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...
Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"
Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"...