Трудности детей раннего возраста при посещении дошкольного учреждения.
консультация (младшая группа) на тему
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает тревогу у взрослых. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучие в детском саду и в семье. В статье рассмотрены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста:
- критерии адаптации ребенка;
- факторы, влияющие на адаптацию;
- этапы адаптации в ДОУ;
- условия для успешной адаптации
Работа будет интересна педагогам, работающим с детьми раннего возраста и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_v_dou.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности детей раннего возраста при посещении дошкольного учреждения
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучие в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема трудностей детей раннего возраста при посещении дошкольного учреждения; сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка, воизбежании дискомфортных ситуаций у детей. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.).
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.
Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания.
Изменения обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для периода привыкания характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность.
Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и длительнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех привыкания зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной среды.
Ребенку нужно приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из трудностей - трудности адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единой стратегии, согласованное воздействие воздействий на ребёнка дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его привыкание.
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы избежать трудностей в адаптации? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами. Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым.
Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием.
Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.
Что необходимо знать воспитателю о будущем воспитаннике?
Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое).
Характер засыпания (быстрый, медленный).
Длительность сна и его характер.
Аппетит ребенка.
Нежелательные привычки.
Навыки самообслуживания.
Особенности поведения.
Любимая игрушка, сказка.
Как ласково называют родители.
Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей раннего возраста.
Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
Новых детей следует принимать в группу постепенно, в неделю не более двух малышей.
К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
Воспитателю необходимо быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их и родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.
Воспитатель как хороший актер: умеет вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знает много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использует игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
Важное место необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада ( заведующей ДОУ, старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.). Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, привыкать к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для избежания трудностей привыкания у ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенку лучше быть готовым к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада.
Основные критерии адаптации ребенка
К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения привыкания к детскому саду:
1. Легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация:
все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)
сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация:
около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до прихода ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
II этап – основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители понимающие важность этого этапа и стараются установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
III этап – заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Что делать, чтобы избежать трудностей?
- Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребёнка.
- Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ:
- прийти на детский праздник;
- проконсультироваться у психолога;
-посетить занятия;
-пройти с экскурсией по ДОУ;
-посетить «День открытых дверей».
- Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок.
- Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
- Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.
- Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
- Не отдавайте ребёнка в садик только потому, что у Вас родился ещё один ребёнок, даже ели это и облегчит Вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился непрошенный гость, и Ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что Вы предпочитаете ему новорождённого. Поэтому если Вы, ожидаете ребёнка, всё же решите отдать старшего в детский сад. Сделайте это заранее, до появления малыша.
Что делать, когда возникают трудности?
Для родителей:
- В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
- Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в лучше начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкому привыканию, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.
- Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
- Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
- На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
- Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
- Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
- Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.
- Воспитателю важно иметь «тёплые руки», в прямом и переносном смысле этого слова.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Условия успешной адаптации.
В раннем возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребёнка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему лишь не хватает знаний, которыми обладают взрослые. В этом возрасте ребёнок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе не-
обходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет его привыкание. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала
маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период привыкания главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, другие дети отвлекают, не дают возможности расслабиться и уснуть.
Такая простая вещь, как колыбельная, нежно звучащая из уст воспитателя, звуки природы, воспроизводимые с проигрывателя, может решить ряд
проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
привыкания потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, комфорте, помогает быстрее справляться с трудностями привыкания.
Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь родителям следует внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее привыкает к новой обстановке.
Правильная организация игровой деятельности в период привыкания, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Основная задача игр в адаптационный период - формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенку необходимо помочь увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Лучше, чтобы первые игры были фронтальными, тогда ни один ребенок не почувствует себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д. Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить трудности привыкания помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Длительность привыкания зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок привыкания.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Играет;
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими
Таким образом, прежде чем привести ребенка в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс привыкания прошел как можно легче, желательно у детского психолога.
Критерии адаптации к детскому саду (разработаны институтом педиатрии)
Легкая степень адаптации.
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций
Литература
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
2. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 1968. – 285с.
4. Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – N1. – с.30 – 35.
2004 .
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. – М., 1984.
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2000.
7. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.
8. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка. – М.: Издательство Просвещение, 1997. – 338с.
10. Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384с.
11. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург: Речь, 2002 .
12. Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч, - 2000. - №3. – С.13-18.
13. Павлов И.П. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скринторий 2003», 2006. – 96с.
14. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.
15. Павлова Л. Раннее детство:семья или общество? / Обруч. – 1999. – N2.
16. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.
17. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .
18. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – N3, N4. с. 46 – 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Советы родителям при поступлении ребенка в детский сад....
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму, способу вскармливания к микроклимату семейных отношений и установленным способом общения с ним. Постепенно, в соответствии ритм...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...
Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребёнка, своеобразный экзамен его психики, здоровья. Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лица...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Консультация для родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"
Подготовительная информация для родителей детей раннего возраста перед посещением дошкольного учреждения...