Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
консультация

Жигула Юлия Геннадьевна

характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей  детей с ОВЗ.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

         Характерные особенности.

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивость внимания;
  • Более низкий уровень развития восприятия;
  • Недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии всех форм мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Своеобразное поведение;
  • Бедный словарный запас;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;

В коррекционной педагогике утвердилось принципиальное положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии детей при создании адекватных состоянию ребёнка педагогических условий.



Предварительный просмотр:

Гиперактивность. СДВГ.

Не спешите ставить ребёнку диагноз!

В последнее время понятие «гиперактивность» приобрело такую популярность, что слова родителей: «Мой ребёнок такой непослушный и невнимательный! Наверное, он гиперактивный»-можно услышать всюду.

 А, между тем, гиперактивность- это диагноз и достаточно серьёзный. Так что давайте не будем торопиться награждать своих детей подобным диагнозом, а попробуем разобраться, что же собой представляет гиперактивность на самом деле и как отличить её от особенностей характера и психологических проблем возраста.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ, как гиперактивность называется по-научному) проявляется сразу в трёх плоскостях: в повышенной двигательной активности, расторможенности, дефиците внимания, в импульсивности.

Для того, чтобы ещё лучше разобраться в этих трёх плоскостях и понять, когда же стоит бить тревогу, а когда нужно искать причины плохого поведения ребёнка и его неуспешности в другом, давайте обратимся к схеме, которую разработали американские психологи п. Бейкер и М. Алворд:

Выявление двигательной активности

  1. Ребёнок постоянно ёрзает. Все время в движении, даже если устал.
  2. Он проявляет признаки внутреннего беспокойства: барабанит пальцами, сучит ногами, двигается с в кресле, бегает и т.д.
  3. Всё время отбегает, старается куда- нибудь залезть, забраться.
  4. Спит намного меньше, чем другие дети.
  5. Очень говорлив.

Выявление дефицита внимания

  1. Не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом без фокусировки слушания)
  2. С энтузиазмом берётся за задание, ноне заканчивает его.
  3. Испытывает трудности в организации.
  4. С трудом удерживает внимание. Непоследователен в действиях и рассуждениях.
  5. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
  6. Часто теряет вещи или забывает их.
  7. Избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности

  1. Ребёнок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника.
  2. Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  3. Плохо сосредотачивает внимание на каком- либо деле.
  4. Не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза.
  5. Поведение слабо управляется правилами. Не может регулировать и контролировать свои действия.
  6. При выполнении заданий неодинаково ведёт себя: то спокоен, то нет.

При этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Предположить гиперактивность мы можем только в том случае, если у ребёнка наблюдается более 6 признаков из предложенной Бейкером и Алвордом схемы. Однако любые подозрения необходимо подтвердить. Поэтому, если вам кажется, что у вашего ребёнка СДВГ, непременно проконсультируйтесь со специалистом.

Когда все обследования были проведены, и диагноз уже поставлен, всегда надо помнить о том, что вашему ребёнку,

 во-первых, необходима квалифицированная помощь, включающая лекарственную терапию, назначаемую неврологом, и занятия с детским

психологом, который поможет ребёнку научиться лучше контролировать и организовывать себя.

 А. во-вторых, ему очень нужна ваша поддержка и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок сосдает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воопло...

Консультация для родителей «Характеристика особенности развития детей 3-4 лет»

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становиться «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трех лет.Эмоциональное разви...

Консультация для воспитателей "Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников".

Вопросы психологии лежат в основе всей работы с ребенком. Не зная психологии невозможно правильно построить работу....

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталостив соответствии с образовательными областями ФГОС.Социально коммуникати...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...