Памятка для педагогов и родителей: «Технология работы с глиной»
консультация по теме
В консультации представлена следующая информация: виды пластического творчества, пластические материалы, виды лепки, этапы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov_i_roditeley_tehnologiya_raboty_s_glinoy.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК).
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 10
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10)
664О20, город Иркутск, улица Новаторов, дом 38, тел: 32-57-54, факс (3952)32-57-54
E-mail:mdou10irk@yandex.ru
ИНН 3810034927 ОГРН 1043801428274
Памятка для педагогов и родителей: «Технология работы с глиной»
Подготовила: Милостивая Г.Н. Воспитатель старшей
логопедической группы для детей с ТНР
высшая квалификационная категория
Иркутск, 2013
Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.
Виды пластического творчества.
Объемная и рельефная лепка – это вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефного) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни. Другими видами пластического творчества являются: пластилинография, бумагопластика, папье-маше.
Пластические материалы
Глина. На занятиях с дошкольниками чаще всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).
Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.
Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладывают в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки-двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщательно проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1-2 столовые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток. В настоящее время готовую глину можно купить в магазине.
Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.
Существуют и другие виды пластических материалов: пластилин, пластика, соленое тесто, бумажная масса и другие.
Вспомогательные материалы. К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются детали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.
Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; настольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.
Виды лепки:
По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная. По характеру: реалистичная, стилизованная, абстрактная. По форме: круглая, рельефная.
Особенности пластического творчества. Пластическое творчество – не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.
Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.
Развитие образного восприятия мира, изобразительные способности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обогащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения.
Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные открытия.
Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.
Объемная лепка.
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.
Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) – из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.
Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали – конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой – позволяет ребенку достичь выразительности образа.
Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.
Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы. В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:
– барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;
– горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
– контррельеф – изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.
Приемы лепки:
– сминание (обучение с раннего возраста);
– отщипывание (обучение с раннего возраста);
– прижимание (обучение с раннего возраста);
-раскатывание (обучение с раннего возраста);
– соединение (обучение с раннего возраста);
– скатывание (обучение с раннего возраста);
– вытягивание (обучение с младшей группы); -расплющивание (обучение с раннего возраста);
– сглаживание (обучение со средней группы);
– примазывание (обучение со средней группы).
Список литературы
- Барыкина Е.К. Лепка. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 124 с.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспект занятий / Грибовская А. А. - М.: Изд-во Скрипторий, 2003. - 150 с.
- Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2009. - 175 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 117 с.
- Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М: Просвещение, 1977. - 253 с.
- Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1967. - 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками.Игры и упражнения"
Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на раз...
Памятка для педагогов "Использование ИКТ технологий в работе с детьми"
Персональный компьютер быстро вошел в жизнь современных детей. На сегодня информационные технологии (ИТ) значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...
Памятка для педагогов "«Планирование воспитательно-образовательной работы в группе»
Памятка поможет педагогам грамотно спланировать и оформить воспитательно-образовательную работу в группе...
Памятка для педагогов на тему: "Методика работы со скороговорками"
Данная памятка содержит в себе рекомендации для педагогов при работе со скороговорками....
Памятка для педагогов. Тема : "Квест технология"
квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО, так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения орга...
памятка для педагогов "Сторителинг - педагогическая технология"
laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо.Не поучать и обучать, а играть с ним,фантазировать, сочинять, придумывать —вот, что необходимо ребен...