Рекомендации для родителей. Пальчиковые игры
консультация (старшая группа) на тему
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Это игры, в которых заставляют активно работать кисти рук ребенка, при этом движение их пальцев сопровождается короткими ритмичными стишками или нерифмованным диалогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 532.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Это игры, в которых заставляют активно работать кисти рук ребенка, при этом движение их пальцев сопровождается короткими ритмичными стишками или нерифмованным диалогом. В них играли как взрослые с младенцами, так и более старшие дети, пяти — семи лет. Мать, бабушка, старшая сестренка, посадив малыша на колени, загибала или разгибала его пальчики, покачивала их, двигала кистью, поглаживала ручку у запястья, щекотала ладошку, приговаривая забавный стишок. Иногда в игру включались не только кисти руки, но и все тело ребенка, малыша подкидывали, поворачивали, прижимали к груди, щекотали. Такие действия учили его чувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, осознавать себя в системе телесных координат, узнавать свое тело. Кроме того, ребенок получал радость от тесного контакта с матерью, удовольствие от общения взрослым, любящим его человеком.
Игры детей, вышедших из младенческого возраста, были более сложными. Они требовала от них не только хорошего владения пальцами, кистью руки, но и внимания, сообразительности, наблюдательности.
«Ласточка, перепелочка»
Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо ласково взрослый произносит: «Ласточка» — и одновременно пальцами правой руки проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем с тем же словом поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача ребенка — как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как «перепелка» была «поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой малыша.
«Киселек»
Бабушка кисель варила На горушечке, | Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой рука соединяются, руки расходятся под углом. |
В черепушечке | Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку. |
Для Андрюшечки Летел, летел соколок | Ладонь правой руки ложится на грудь. Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. |
Через бабушкин порог. | Скрещенные ладони помахивают, как крылья. |
Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил, Вот и нету киселька В черепушечке У старушечки На горушечке. Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» Не плачь, бабка, не рыдай! Чтоб ты стала весела, Мы наварим киселя В-о-от столько! | Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются. Руки разводятся в стороны. Руки снова показывают горшокчерепушечку. Руки вновь показывают горку. Руки вытирают слезы. Указательный палец правой руки грозит «бабке». Правая рука вновь «помешивает кисель». Руки расходятся широко в стороны. |
«Банька».
Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом — «выстроена банька».
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:
«Пустив баньку!»
«Не протопил еще», — отвечает взрослый.
Другой палец малыша пытaетcя попасть в щель между другими пальцами взрослого:
«Пустив баньку!»
«Мыльца нет». (См. рис. a).
Так пooчepeднo кaждый пальчик малышa «просится в баньку» — взрослый может ответить: «Водичка холодна» или «Веничка нет». Наконец взрослый зовет: «Ну, иди!»
Maлыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдеpнyть его, до тогo, как взрослый, зажав палец, ладонями, начнет его тереть, приговаривая:
«Жарко, жарко, жарко!» (См. рис. 6).
Рис. а. | Рис. 6. |
«Барашка купишь?»
Взрослый заплетает пaльцы один за другой — средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный. Протягивает руку к малышу: «Барашка купишь?»
Ребенок пытaетcя схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: «Ой, пропал!» Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто — самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок «поймает 6арашка», наступает его очередь заплетать пальцы и становиться «продавцом».
Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный за средний). Тогда уже продают не 6арашка, a петушка.
При игре детей постарше происходит такой диалог:
- Баpашкa купишь?
- A сколько просишь?
- Сто.
- Много будет. Дам дecять.
- Девяносто!
- Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец «покупатель» быстpo произносит: «Беру!» — и пытaeтcя схватить барашка. «Продавец», чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: «Так пропал!»
Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет: Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста".
Развивать речь и мелкую моторику при помощи пальчиковых игр при совместной игровой деятельности ребенка с родителями....
Практические рекомендации родителям "Пальчиковые игры"
Очень важно в дошкольном возрасте уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка. Развитию интеллекта и речи малыша способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Пальчиковые игры...
Рекомендации для родителей. Пальчиковая игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Рекомендации для родителей....
Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры - эффективное средство развития детей раннего возраста"
Рекомендации для родителей"Пальчиковые игры - эффективное средство развития детей раннего возраста"...
Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры"
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче тво...
Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры в стихах"
Рекомендации для родителей...
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространст...