Консультация «Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей »
консультация на тему

Маслова Евгения Ивановна

Роль развития речи ребёнка переоценить трудно. Овладение речью перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.

Хаотичность воспитательных и коррекционных воздействий на ребёнка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребёнка на логопеда и воспитателей формируют у детей отрицательную или, в лучшем случае, безразличную установку на педагогическое воздействие. Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей) значительно способствует психологическому настрою ребёнка, повышению мотивации к занятиям. Для этого необходимо взаимодействие всех участников процесса: логопеда, воспитателей, педагога- психолога, родителей.

Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми- логопатами.

Основными задачами построения стратегии взаимодействия с "родителями являются: проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, предусматривающей обучение взрослых разнообразным игровым формам общения с детьми; фиксированию речевых успехов и неудач; анализу характера взаимодействия. Реализация вышеперечисленных задач ведётся поэтапно, совместно с воспитателями и психологом.

Условно можно выделить несколько этапов:

1 этап: «Давайте познакомимся».

Цель: изучение особенностей развития ребёнка; уровень компетентности родителей в вопросах его речевого развития.

Формы взаимодействия разнообразны: анкетирование, собеседование по результатам обследования детей, индивидуальное консультирование, а можно предложить родителям написать сочинение о своём ребёнке.

Важную роль играет изучение особенностей семьи, её интересов, социальных установок, приоритетов.

Необходимо обратить внимание родителей на уровень развития речевых, коммуникативных навыков ребёнка. Незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм у одних детей, а у других -многословность, склонность перебивать собеседника, неспособность выслушать его до конца, должны стать поводом для раздумий взрослых. Предоставить родителям максимально полную информацию о речевом нарушении ребёнка, его проблемах, так как представления родителей, в большинстве случаев, недостаточно верны и дифференцированы.

2 этап: «Изучаем вместе».

 

Цель: повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка (овладение теоретическими знаниями).

Применяемые формы также разнообразны: индивидуальные консультации, размещение материала в родительском уголке, просмотр видеозаписей «Ребёнок в детском саду и дома», круглые столы и т. д.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребёнка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё выправится само собой.

Многочисленные  исследования подтвердили, что особенности речевой  стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка.

3 этап: «Играем вместе».

Цель: оказать помощь родителям в овладении практическими приёмами закрепления различного речевого материала.

Это может быть и «Мамина школа», и сбор материала для рубрики «Шпаргалки для взрослых», и картотеки различных игр; посещение занятий родителями.

А в заключении хотелось бы сказать: мы, педагоги, придумываем всё новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных     детей -собрания,    консультации,    информационные   стенды,   родительские   группы,    но откликается на них лишь малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят,    i потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости?

Всего понемногу. Но в большей степени - потому, что не испытывают насущной потребности. Невозможно заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нём как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний - из методик обучения, из детской психологии. Но, как и во всяком' учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

Поэтому, наверное, следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребёнка. А основой для такого сближения может стать только сам ребёнок. Рассказывая о ребёнке - о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны проявлял малыш, какие достижения и трудности принес ему этот день, мы формируем у родителей понимание того, что рядом с детьми находятся внимательные и заинтересованные люди, обладающие информацией об их ребёнке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом. От нас же требуется желание и умение наблюдать жизнь каждого ребёнка во всём многообразии её проявления; умение понимать причины происходящего и способность донести это до родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение     детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»Незабудка

Консультация

«Включение родителей в процесс сопровождения

речевого развития детей »

Маслова Евгения Ивановна

Воспитатель, высшая

квалификационная категория

МБДОУ №7 «Незабудка»

г.Усть-илимск

2014г.

Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.

Роль развития речи ребёнка переоценить трудно. Овладение речью перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.

Хаотичность воспитательных и коррекционных воздействий на ребёнка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребёнка на логопеда и воспитателей формируют у детей отрицательную или, в лучшем случае, безразличную установку на педагогическое воздействие. Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей) значительно способствует психологическому настрою ребёнка, повышению мотивации к занятиям. Для этого необходимо взаимодействие всех участников процесса: логопеда, воспитателей, педагога- психолога, родителей.

Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми- логопатами.

Основными задачами построения стратегии взаимодействия с "родителями являются: проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, предусматривающей обучение взрослых разнообразным игровым формам общения с детьми; фиксированию речевых успехов и неудач; анализу характера взаимодействия. Реализация вышеперечисленных задач ведётся поэтапно, совместно с воспитателями и психологом.

Условно можно выделить несколько этапов:

1        этап: «Давайте познакомимся».

Цель: изучение особенностей развития ребёнка; уровень компетентности родителей в вопросах его речевого развития.

Формы взаимодействия разнообразны: анкетирование, собеседование по результатам обследования детей, индивидуальное консультирование, а можно предложить родителям написать сочинение о своём ребёнке.

Важную роль играет изучение особенностей семьи, её интересов, социальных установок, приоритетов.

Необходимо обратить внимание родителей на уровень развития речевых, коммуникативных навыков ребёнка. Незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм у одних детей, а у других -многословность, склонность перебивать собеседника, неспособность выслушать его до конца, должны стать поводом для раздумий взрослых. Предоставить родителям максимально полную информацию о речевом нарушении ребёнка, его проблемах, так как представления родителей, в большинстве случаев, недостаточно верны и дифференцированы.

2        этап: «Изучаем вместе».


Цель: повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка (овладение теоретическими знаниями).

Применяемые формы также разнообразны: индивидуальные консультации, размещение материала в родительском уголке, просмотр видеозаписей «Ребёнок в детском саду и дома», круглые столы и т. д.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребёнка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё выправится само собой.

Многочисленные  исследования подтвердили, что особенности речевой  стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка.

3 этап: «Играем вместе».

Цель: оказать помощь родителям в овладении практическими приёмами закрепления различного речевого материала.

Это может быть и «Мамина школа», и сбор материала для рубрики «Шпаргалки для взрослых», и картотеки различных игр; посещение занятий родителями.

А в заключении хотелось бы сказать: мы, педагоги, придумываем всё новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных     детей -собрания,    консультации,    информационные   стенды,   родительские   группы,    но откликается на них лишь малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят,    i потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости?

Всего понемногу. Но в большей степени - потому, что не испытывают насущной потребности. Невозможно заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нём как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний - из методик обучения, из детской психологии. Но, как и во всяком' учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

Поэтому, наверное, следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребёнка. А основой для такого сближения может стать только сам ребёнок. Рассказывая о ребёнке - о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны проявлял малыш, какие достижения и трудности принес ему этот день, мы формируем у родителей понимание того, что рядом с детьми находятся внимательные и заинтересованные люди, обладающие информацией об их ребёнке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом. От нас же требуется желание и умение наблюдать жизнь каждого ребёнка во всём многообразии её проявления; умение понимать причины происходящего и способность донести это до родителей.


Список литературы.

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольно- образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. // Логопед. 2005. №5
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург. 1998г.
  3. Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996г.
  4. Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста. //Логопед. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...

Консультация для родителей: "Роль фонематических процессов в развитии детей"

В материале раскрывается онтогенез фонематических процессов и его роль в развитии детей....

План взаимодействия с родителями в процессе музыкального развития детей в ДОУ.

Семья -- это маленький коллектив, постоянно принимающий участие во всех жизненных проявлениях своих детей. Положительных результатов в воспитательно-образовательном процессе можно добиться, если с сем...

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста"....

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

Буклет для родителей на тему Познавательное развитие детей 6 - 7 лет в процессе экспериментирования

Уважаемые родители!Данный материал, поможет Вам интересно организовать познавательную деятельность с ребенком....