ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»
статья (подготовительная группа)
Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий развития личности. Но в ходе социализации ребенок часто сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Свою задачу мы видим не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить соотносить свои эмоции и чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно и самому, и окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавлик»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»
Выполнила: Щаклина Н.В.
Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий развития личности. Но в ходе социализации ребенок часто сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Свою задачу мы видим не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить соотносить свои эмоции и чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно и самому, и окружающим.
Период дошкольного детства является важным этапом развития ребенка, так как в этот период он начинает вхождение в человеческое сообщество, закладывается фундамент будущих отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям, приобретается опыт социальных отношений.
В годы существования авторитарно-дисциплинарной доктрины педагоги были настроены в первую очередь на воспитание дисциплины в детях, на современном этапе развития общества главным в процессе педагогического воздействия на развитие ребенка является опора на его индивидуальность. Количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными (раскрепощенными). Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами – он их не поймет, и все воспитательные воздействия сведутся к нулю.
С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня развития социальных качеств, умения согласовывать свои действия с действиями окружающих. Это является актуальной задачей воспитания ребенка в условиях детского сада, но педагоги недостаточно владеют существующими методиками и практическими умениями.
Сегодняшний дошкольник создан телевизором. Он с малолетства сталкивается с большим потоком информации, поэтому нынешний дошкольник более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, у детей наблюдается повышенная эмоциональность, что не всегда является положительным качеством. Дети часто слишком импульсивно реагируют на самые незначительные события, плаксивы, капризны, агрессивны. В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется, появляется нервозность. В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать.
Мы считаем, что у ребенка должна быть сформирована устойчивая система ценностей, выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях. Сегодня становится очевидным: наиболее успешно ребенок развивается и воспитывается в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. Первым институтом социализации ребенка является семья, которая изначально должна формировать у него первый опыт межличностных отношений, и от того, какую модель отношений предложат ему родители, какие нравственные ценности ему привьют, зависит, какой будет личность ребенка в будущем.
Наблюдая за детьми, мы были обеспокоены наличием определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением и желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что им было трудно почувствовать, что испытывает другой. Для дальнейшей работы с детьми нами были выявлены проблемы, которые необходимо было решать:
- недостаточные навыки коллективной деятельности,
- нарушение психологического здоровья,
- несформированность социально-эмоциональной сферы.
Одним из важных педагогических принципов и ориентированного образовательного процесса выступает гуманистический стиль взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями. Взгляд на ребенка как на развивающуюся личность требует определенного стиля профессионального поведения, предполагающего диалог, сотрудничество, партнерство, сотворчество.
С помощью анкеты-опросника выявлялись представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка. Количественный анализ полученных ответов осуществлялся по двум направлениям:
- степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
- особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.
Анализ результатов ответов позволил выяснить следующее:
Эмоционально развитым своего ребенка считают все родители. Также все родители отмечают, что в их семье принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по их мнению, развитию эмоциональной сферы ребенка. Но в тоже время 30 % не связывают это со своей личностью. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональное состояние других и свое собственное и правильно на него реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации (41 % ), оказывает помощь многим родителям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической) (36 %).
Рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми – часто 29 % родителей; по ситуации – 33 %; если спрашивают – 38 %.
Проанализировав состояние семьи ребенка как систему социального развития (отношение членов семьи между собой, отношение к ребенку) выявили эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру:
- недоверие к новому,
- враждебность к взрослому,
- враждебность к сверстнику.
Каковы причины этих проблем? Мы пока только предполагаем, что это следствие невысокой компетентности родителей в вопросах воспитания собственных детей. Они, как и прежде, продолжают считать, что за все отвечает государство, дошкольное учреждение, школа, общество.
Для изучения социальных переживаний ребенка, его способности оценивать поведение по заданным моральным критериям и нормам использовалась диагностическая методика «Оцени поступок».
79 % детей подготовительной группы правильно оценивают поступки детей и эмоциональное состояние героев, но на практике только 42 % могут понять, что сами поступают неправильно, вызывая у сверстника такую реакцию; у 38 % детей не сформировано умение общаться со сверстниками и старшими; у 22 % – преодолевать негативное эмоциональное состояние.
Одна из проблем, над которой предстоит еще работать педагогическому коллективу, – это умение выстраивать диалог с родителями. Педагоги часто выбирают позицию учителя (т.е. учат, направляют, «отчитывают»). Отсюда наблюдается равнодушие к работе детского сада, нежелание некоторых родителей принимать участие в жизни ДОУ, а значит, и в жизни своего ребенка. Пока воспитатель будет держаться за жесткую роль «ведущего» в общении, оставаться либо «над», либо «рядом», но не вместе, родителю ничего не остается делать, как быть объектом воздействия и оценки со стороны педагога.
Сегодня это реальный источник конфликтов между педагогом и родителем, причина конфронтации, обмена претензиями в адрес друг друга. Следовательно, недостаточно простого информативного монологического общения, а нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями дошкольников.
Все эти проблемы побудили коллектив дошкольного учреждения к написанию программы «Мы вместе», которая начала внедряться в практику работы с сентября 2011 года. Развитие программы идет в трех направлениях: «Ребенок», «Педагоги», «Родители».
Блок «Ребенок» – объединяет цели, связанные с расширением и закреплением знаний ребенка о самом себе, своем теле, здоровье, эмоциях, способах взаимодействия с другими, способах выхода из проблемных ситуаций. Основные направления работы – это организация детской деятельности, направленной на повышение коммуникативной культуры, развитие индивидуальности и уровня социальной компетентности детей.
Блок «Педагоги» – раскрывает механизм подготовки и работы педагогов по проблеме социально-эмоционального развития детей. В блоке даны параметры и методики, которые помогут воспитателю в подборке диагностического материала, направленного на изучение способов взаимодействия с детьми, своего эмоционального уровня и способов коррекции своего поведения, которое является образцом для подражания. Основные направления в работе – это повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах социально-эмоционального развития детей. Удовлетворение социальных запросов с педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями. Изучение влияния среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Блок «Родители» предполагает формы активного сотрудничества педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-эмоционального воспитания. Цель этого блока – привлечь родителей к сотрудничеству, стимулировать желание видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, щедрыми, готовыми взаимодействовать с детьми разных социальных групп и национальностей. Основные направления работы – это педагогическое просвещение родителей, удовлетворение социальных запросов родителей, изучение состояний среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи… Эмоционально-поддерживающий компонент среды. Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д. Эмоционально-настраивающий компонент среды. При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства. Эмоционально-стабилизирующий компонент среды Эмоционально-активизирующий компонент среды Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности. Эмоционально-тренирующий компонент среды Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. |
Ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи… Именно поэтому многие психологи утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни
Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Данный материал содержит план работы по самообразованию инструктора по физической культуре....
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали...
План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Планпрофессионального самообразования воспита...
Отчет по самообразованию Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием координационно- скоростной лестницы»
Отчет по самообразованию...
Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении
Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий разв...
Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Практическая значимость проекта:Повышение качества образовательного процесса за счёт создания. педагогических условий, включающие этапы и условия развития ловкости у старших дошкольников в педаго...