ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»
статья (подготовительная группа)

Щаклина Наталия Викторовна

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий развития личности. Но в ходе социализации ребенок часто сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Свою задачу мы видим не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить соотносить свои эмоции и чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно и самому, и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Журавлик»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»

                                                                                     Выполнила: Щаклина Н.В.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий развития личности. Но в ходе социализации ребенок часто сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Свою задачу мы видим не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить соотносить свои эмоции и чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно и самому, и окружающим.

Период дошкольного детства является важным этапом развития ребенка, так как в этот период он начинает вхождение в человеческое сообщество, закладывается фундамент будущих отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям, приобретается опыт социальных отношений.

В годы существования авторитарно-дисциплинарной доктрины педагоги были настроены в первую очередь на воспитание дисциплины в детях, на современном этапе развития общества главным в процессе педагогического воздействия на развитие ребенка является опора на его индивидуальность. Количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными (раскрепощенными). Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами – он их не поймет, и все воспитательные воздействия сведутся к нулю.

С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня развития социальных качеств, умения согласовывать свои действия с действиями окружающих. Это является актуальной задачей воспитания ребенка в условиях детского сада, но педагоги недостаточно владеют существующими методиками и практическими умениями.

Сегодняшний дошкольник создан телевизором. Он с малолетства сталкивается с большим потоком информации, поэтому нынешний дошкольник более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, у детей наблюдается повышенная эмоциональность, что не всегда является положительным качеством. Дети часто слишком импульсивно реагируют на самые незначительные события, плаксивы, капризны, агрессивны. В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется, появляется нервозность. В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать.

Мы считаем, что у ребенка должна быть сформирована устойчивая система ценностей, выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях. Сегодня становится очевидным: наиболее успешно ребенок развивается и воспитывается в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. Первым институтом социализации ребенка является семья, которая изначально должна формировать у него первый опыт межличностных отношений, и от того, какую модель отношений предложат ему родители, какие нравственные ценности ему привьют, зависит, какой будет личность ребенка в будущем.

Наблюдая за детьми, мы были обеспокоены наличием определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением и желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что им было трудно почувствовать, что испытывает другой. Для дальнейшей работы с детьми нами были выявлены проблемы, которые необходимо было решать:

  • недостаточные навыки коллективной деятельности,
  • нарушение психологического здоровья,
  • несформированность социально-эмоциональной сферы.

Одним из важных педагогических принципов и ориентированного образовательного процесса выступает гуманистический стиль взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями. Взгляд на ребенка как на развивающуюся личность требует определенного стиля профессионального поведения, предполагающего диалог, сотрудничество, партнерство, сотворчество.

С помощью анкеты-опросника выявлялись представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка. Количественный анализ полученных ответов осуществлялся по двум направлениям:

  • степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
  • особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.

Анализ результатов ответов позволил выяснить следующее:

Эмоционально развитым своего ребенка считают все родители. Также все родители отмечают, что в их семье принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по их мнению, развитию эмоциональной сферы ребенка. Но в тоже время 30 % не связывают это со своей личностью. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональное состояние других и свое собственное и правильно на него реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации (41 % ), оказывает помощь многим родителям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической) (36 %).

Рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми – часто 29 % родителей; по ситуации – 33 %; если спрашивают – 38 %.

Проанализировав состояние семьи ребенка как систему социального развития (отношение членов семьи между собой, отношение к ребенку) выявили эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру:

  • недоверие к новому,
  • враждебность к взрослому,
  • враждебность к сверстнику.

Каковы причины этих проблем? Мы пока только предполагаем, что это следствие невысокой компетентности родителей в вопросах воспитания собственных детей. Они, как и прежде, продолжают считать, что за все отвечает государство, дошкольное учреждение, школа, общество.

Для изучения социальных переживаний ребенка, его способности оценивать поведение по заданным моральным критериям и нормам использовалась диагностическая методика «Оцени поступок».

79 % детей подготовительной группы правильно оценивают поступки детей и эмоциональное состояние героев, но на практике только 42 % могут понять, что сами поступают неправильно, вызывая у сверстника такую реакцию; у 38 % детей не сформировано умение общаться со сверстниками и старшими; у 22 % – преодолевать негативное эмоциональное состояние.

Одна из проблем, над которой предстоит еще работать педагогическому коллективу, – это умение выстраивать диалог с родителями. Педагоги часто выбирают позицию учителя (т.е. учат, направляют, «отчитывают»). Отсюда наблюдается равнодушие к работе детского сада, нежелание некоторых родителей принимать участие в жизни ДОУ, а значит, и в жизни своего ребенка. Пока воспитатель будет держаться за жесткую роль «ведущего» в общении, оставаться либо «над», либо «рядом», но не вместе, родителю ничего не остается делать, как быть объектом воздействия и оценки со стороны педагога.

Сегодня это реальный источник конфликтов между педагогом и родителем, причина конфронтации, обмена претензиями в адрес друг друга. Следовательно, недостаточно простого информативного монологического общения, а нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями дошкольников.

Все эти проблемы побудили коллектив дошкольного учреждения к написанию программы «Мы вместе», которая начала внедряться в практику работы с сентября 2011 года. Развитие программы идет в трех направлениях: «Ребенок», «Педагоги», «Родители».

Блок «Ребенок» – объединяет цели, связанные с расширением и закреплением знаний ребенка о самом себе, своем теле, здоровье, эмоциях, способах взаимодействия с другими, способах выхода из проблемных ситуаций. Основные направления работы – это организация детской деятельности, направленной на повышение коммуникативной культуры, развитие индивидуальности и уровня социальной компетентности детей.

Блок «Педагоги» – раскрывает механизм подготовки и работы педагогов по проблеме социально-эмоционального развития детей. В блоке даны параметры и методики, которые помогут воспитателю в подборке диагностического материала, направленного на изучение способов взаимодействия с детьми, своего эмоционального уровня и способов коррекции своего поведения, которое является образцом для подражания. Основные направления в работе – это повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах социально-эмоционального развития детей. Удовлетворение социальных запросов с педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями. Изучение влияния среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.

Блок «Родители» предполагает формы активного сотрудничества педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-эмоционального воспитания. Цель этого блока – привлечь родителей к сотрудничеству, стимулировать желание видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, щедрыми, готовыми взаимодействовать с детьми разных социальных групп и национальностей. Основные направления работы – это педагогическое просвещение родителей, удовлетворение социальных запросов родителей, изучение состояний среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

Охарактеризую более подробно каждое из названных условий.

Эмоционально-поддерживающий компонент среды.

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
• установление эмоционального контакта с ребенком;
• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

Эмоционально-настраивающий компонент среды.

При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.

Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, необходимо продумывать организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.

Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, можно использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

 
Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей, сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.

Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.

Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.

 

Ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности  и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи… Именно поэтому многие психологи  утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) –  эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты –  эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Охарактеризую более подробно каждое из названных условий.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, воспитателю необходимо научиться  соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
• установление эмоционального контакта с ребенком;
• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
• развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние;
• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Эмоционально-настраивающий компонент среды
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.  
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды
Не случайно в широко известной пирамиде А. Маслоу вторым уровнем удовлетворения базовых потребностей человека названы потребности в безопасности и защите, понимаемые как организацию стабильности, предсказуемости событий, свободу от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Маслоу полагал, что потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при Њ ???????сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.
Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.
Эмоционально-активизирующий компонент среды
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект, способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.
Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.
Эмоционально-тренирующий компонент среды
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланироваЊ ??занятия с высокими интеллектуальными или  психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и  полноценно переживать. Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи:
• фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
• подражательно воспроизводить чужие эмоции;
• фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций;
• анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
• повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;
• контроль ощущений.
Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, педагог должен осознавать разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентировать на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего  компонентов среды.
Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали...

План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»    Планпрофессионального самообразования воспита...

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий разв...

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Практическая значимость проекта:Повышение качества образовательного процесса за счёт создания. педагогических условий, включающие этапы и условия развития ловкости у старших дошкольников в педаго...