Статья на тему "Вариативное обучение детей дошкольного возраста пересказыванию"
статья по развитию речи по теме
«Вариативное обучение пересказыванию»
Повышение уровня компетенции педагогов ДОУ в вопросах использования различных приёмов и форм работы при обучении детей дошкольного возраста пересказу в соответствии с ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вариативное обучение пересказыванию | 27.67 КБ |
Презентация к статье | 191.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вариативное обучение пересказыванию»
Цель: Повышение уровня компетенции педагогов ДОУ в вопросах использования различных приёмов и форм работы при обучении детей пересказу
Составила:
Барболина Е.И.
В соответствии с ФГТ к образовательной программе у ребёнка к 7 годам должно быть сформировано такое интегративное качество как «Овладевший необходимыми навыками и умениями», что предполагает высокий результат овладения знаниями по всем образовательным областям, а в частности области «Коммуникация», где умение пересказывать, драматизировать небольшие литературные произведения является одним из приоритетных. Использование вариативного обучения пересказу, т.е. сформированной системы работы над произведением предполагает использование всех видов детской деятельности и интеграцию всех образовательных областей, что соответствует требованиям к программе.
Давайте разберемся. Так что же такое пересказ?
Пересказ-это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей. Все мы прекрасно понимаем, что качество детских пересказов зависит от эффективности проводимой работы по развитию всех сторон речи. Поэтому при обучении пересказу педагоги ставят перед собой следующие задачи:
- обучать детей воспринимать произведение
- обучать планированию развернутых высказываний
-развивать самоконтроль при построении высказываний
- развивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи
- развивать речевую коммуникацию
- развивать высшие психические функции
- формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.
Требование к выбору произведений:
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи и подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умения описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Поэтому для пересказа детям отбираем произведения, с понятными поступками и действиями, доступные по содержанию, близкие их опыту, со знакомыми им персонажами. Для дошкольников наиболее доступны произведения В. Осеевой, Л. Толстого, Я.М. Тайца, Н. Калининой, К.Д. Ушинского, Е.А. Пермяка, и конечно же русские народные сказки.
Давайте вспомним традиционные виды пересказа:
- Подробный или близкий к тексту (где нет сокращений). Задача: передать образец по содержанию и сохранить композицию, логику текста, синтаксис и лексику образца.(короткие произведения Льва Толстого)
- Краткий или сжатый(это передача основного содержания текста) Задача: выделить существенное содержание текста, построить новый, собственный сжатый текст. Данный вид пересказа малодоступен для детей.
- Выборочный (частичное изложение текста по выбранной микротеме о герое, о природе, о действиях и т.д.)
- С перестройкой текста (проводиться в подготовительной к школе группе от лица разных героев).
- Игра-драматизация.
- С творческими дополнениями(характеризуется дополнениями в тексте, например, дети придумывают эпизоды, начало или концовку произведения) и с творческими элементами.
Т.к. я работаю в группе компенсирующей направленность для детей с ТНР упражнениями и игры с творческими элементами использую очень часто. Это:
1. Составление предложений по двум предметным картинкам(мальчик-яблоко, бабушка-кресло, девочка-ваза), с последующим распространением однородными определениями и другими второстепенными членами предложения. Для того, чтобы детям легче было справляться с данным заданием я использую дидактические упражнения «Добавь слово», игры с мячом «Какой, какая, какие?» Например: Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное, вкусное, сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное, вкусное, сладкое яблоко.
2. А. Слова в разбивку- восстановление деформированных предложений (живет, лиса, лесу, в густом- лиса живёт в густом лесу.)
Б. Одно или несколько слов употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой)
В. Пропуск слов в предложении (Лиса…. В густом лесу)
Г. Отсутствие начала предложения (… живет в густом лесу)
Д. Отсутствие конца предложения (Лиса живет в густом…)
3. Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру с демонстрацией действия на фланелеграфе, магнитной доске), ковролине по типу плоскостного театра. Этот вид работы, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций. Например, петух забор Петух взлетел на забор, Петух перелетел через забор, петух сидит на заборе, Петух ищет корм за забором и т.д.
4. Восстановление предложений со смысловой деформацией. (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что люди надели шапки)
5. Отбор слов из предложенных педагогом и составление из них предложений (мальчик, девочка, читать, рисовать, мыть, книжку) предшествует игра «Повтори за мной слова». Такие упражнения с элементами творчества постепенно учат детей располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что является ступенькой к умению составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение и конец, все это необходимо для полноценного пересказывания.
Давайте вернемся чуть-чуть назад, к рассмотренным традиционным видам пересказа. В детском саду чаще всего используется подробный, близкий к тексту пересказ, т.к. он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного (чтение разборчивых слов, ответы на вопросы, повторное чтение с установкой на пересказ пересказ.
Помимо традиционных видов пересказа существуют и нетрадиционные.
- «Расскажи самому себе». Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце). При выполнении пересказа самому себе происходит исключение психологического дискомфорта, что способствует эффективному развитию речи.
- Пересказ в диалогических парах. Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.
- Пересказ по кругу. Дети садятся образовав два круга, и начинается общение. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, образуются новые пары, которые делятся своими пересказами. Пересказывая текст каждый раз новому слушателю ребенок, вовлекаясь в игровую ситуацию, начинает приобретать уверенность.
- Пересказ группе детей. Работа в группах. Очень важно, чтобы начинал пересказ, ребенок с наиболее высоким уровнем речевого развития, чтобы не нанести психологический вред ребенку с более низким уровнем речевого развития (даем ему время для адаптации).
При использовании любых видов пересказа нужно учитывать следующие требования:
- Знать особенности развития детей, их интересов и возможностей
- Определять цель и тему непосредственно образовательной деятельности, направленной на обучение детей пересказу
- Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи
- Обозначить основной ход деятельности, используя игровые ситуации, дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля своих действий и действий товарищей, приемы вовлечения детей в активную работу и в познавательную деятельность
- Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий
- Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала. Приемы вовлечения детей при организации работы над пересказом, которые я использую в своей работе
- Первый- Это исходный прием- образец чтения произведения (сопровождение выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков фраз)
- Индивидуальные или хоровые повторения слов и фраз, различные варианты произнесения
- Обращение к личному опыту детей
- Группа приемов с тренировочной и оценочной направленностью, например, подсказка слов и фраз, совместный пересказ педагога с ребенком, отраженный пересказ. (Цель- обеспечить полное воспроизведение текста) Воспитатель начинает предложение, ребенок продолжает, заканчивает.
- Прием вопросов (лучше после пересказа)
- Пересказ по ролям (в лицах- произведения с диалогом)
- Инсценировки текста с использованием игрушек силуэтов
- Передача текста от первого лица или лица его героев (по ролям)
Выбор приемов зависит от того, какое произведение пересказывают дети. (знакомое раннее или нет)
Кроме вышеперечисленных приемов, есть приемы, которые способствуют лучшему осмыслению и запоминанию текста, формируя у детей навыки планирования развернутых высказываний, так как имеют игровой характер:
- Пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из предложенных ему картинок те, которые относятся к рассказу.
- Прием использования детского рисунка (рисунок какого-либо фрагмента произведения с последующим составлением пересказа – пустить книги - самоделки).
- Показ наглядного материала. (Иллюстраций или отображение сюжета на панно)
- Прием использования диафильмов, видеофильмов, мультимедийных презентаций(предварительное чтение с дальнейшим просмотром и ответами на вопросы, пересказывание по фрагменту.
- Современный прием- прием использования интерактивных мультфильмов. Использование современных информационно-коммуникативных технологий при обучении детей пересказу является своеобразным стимулом активации всех процессов речи. Чувство радости при просмотре интерактивных мультфильмов обостряют восприятие, усиливает запоминание материала, влияет на выразительность детской речи.
- Прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы
Один из вариантов моделирования- это символизация.
Дети учатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников. Можно предложить детям составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки(на них удобнее размещать действия последовательно) и один цветной карандаш или один простой карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).
Читая или рассказывая сказку, взрослый предлагает детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал буквы. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели сказок готовы, воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки-записи, обращает внимание на то, что сказка одна, а рисунки-записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто правильно прочитать не может. Дети могут «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи» или по «записи» товарища.
Еще один из вариантов моделирования- «Карты Проппа». Карты, используемые в начале работы с текстами, выполняются в сюжетной манере, далее используются карты с довольно сжатым схематичным изображением. Изготавливая карты-опоры, педагог выбирает для обозначения такие символы, которые бы были понятны детям, или вместе с ними оговаривает каждое изображение. Символы, придуманные самими детьми, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно. Один из способов использования карт Проппа: Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация на смысловые части, взрослый обсуждает каждую из них с детьми, вместе они дают ей название. Если предложено несколько названий, близких по смыслу, выбирается самое точное и емкое. Дать правильное название- значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте с помощью изобразительных средств. Таким образом, дети соотносят между собой две системы: речевую и графическую. Это помогает детям подойти к пониманию того, что сказка- это гибкое образование, состоящее из элементов, и что сказочником может быть сам ребенок.
Хочется уделить внимание еще одному виду пересказа, пересказ через рассматривание картин.
Например, рассмотрев картину, воспитатель начинает рассказ, а дети продолжают. Смысл этого продолжения в том, что дети чувствуют структурную соотнесенность предложений и могут самостоятельно составить новое предложение, соединив его с предыдущим смысловой и грамматической связью. Например картина: «Катаемся на санках». (Воспитатель: «Мама и дети. Старший брат Дима посадил сестру Таню на санки. Он…» Дети: «Он посадил еще Сережу и повез» Воспитатель: «Дима быстро побежал, малыш не удержался и упал. Ему…» Дети: «Ему было больно, но он не плакал» Воспитатель: «Мама закричала старшему мальчику: остановись, Сережа упал. Дима… Дети: Дима, не бегай быстро». Воспитатель может добавить свою версию «Дима сказал Сереже: Держись за сестренку и не упадешь»
В этом виде работы нет полного образца, но дети активно участвуют в составлении рассказа, используется вариативность предложений, синонимические замены. (Дима- старший брат- большой мальчик и т.д.)
Обращаем внимание на пересказ с элементами опытно-экспериментальной деятельности с творческими размышлениями. Например, сказка «Заюшкина избушка» (Построим дом зайчику. Дом: из газеты, из камня, из материи, из дерева, из воздуха)
Для того чтобы пересказ использовался детьми в самостоятельной деятельности необходимо не только планомерно учить их пересказывать произведения, но и создавать условия в групповом помещении такие как: разнообразие (богатое оснащение играми, пособиями по развитию речи, по театральной деятельности), доступность, эстетичность.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Многообразие видов и приемов работы над пересказом позволяет осуществлять данную деятельность с детьми в непринужденной, интересной и увлекательной форме. Поэтому работа по пересказу у детей многоаспектна и носит комплексный характер.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. - это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.
Задачи: о бучать детей воспринимать произведение о бучать планированию развёрнутых высказываний р азвивать самоконтроль при построении высказываний р азвивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи р азвивать речевую коммуникацию р азвивать высшие психические функции ф ормировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.
Требования к работе над пересказом: Знать индивидуальные особенности детей Определять цель и тему непосредственно образовательной деятельности, направленной на обучение детей пересказу Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи Обозначать основной ход деятельности Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала
Традиционные виды пересказа Подробный Краткий или сжатый Выборочный С перестройкой текста Игра-драматизация С творческими дополнениями: - составление предложений по двум предметным картинкам - восстановление деформированных предложений - составление предложений по «живым картинам» - восстановление предложений со смысловой деформацией - отбор слов из предложенных педагогом и составление из них предложений
Нетрадиционные виды пересказа - «Расскажи самому себе» - Пересказ в диалогических парах - Пересказ по кругу - Пересказ группе детей
Приемы вовлечения детей Исходный прием Индивидуальные или хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения Обращение к личному опыту детей Группа приёмов с тренировочной и оценочной направленностью Прием вопросов Пересказ по ролям Инсценировки текста с использованием игрушек силуэтов Передача текста от первого лица или лица его героев
Прием использования детского рисунка Показ наглядного материала Прием использования видеоматериалов, мультимедийных презентаций Приём использования интерактивных мультфильмов Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы
Спасибо за внимание! Санкт-Петербург, Колпино. 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию
Методические рекомендации по обучению детей пересказыванию...
«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи; - это сложна...
«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками....
Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»
В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др). ...
Консультация для воспитателей на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучен...
Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...