Растим самостоятельных и инициативных.
статья на тему
Весь день ребенка заполнен различной деятельностью. Все привлекает его внимание, вызывает желание исследовать, подрожать, действовать. Как же использовать эту деятельность, чтобы воспитывать ребенка здоровым, любознательным, активным ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей.
Растим самостоятельных и инициативных.
Дошкольное детство- удивительно богатая пора. Каждый день, каждый час ребёнок открывает для себя новое, учится, играет, познает. Но ему крайне необходима помощь в овладении знаниями, поддержка замыслов в игре, ободряющая опека при неудачах. И тут самую главную роль играют родители ребенка. Именно они, самые близкие, родные, любящие своего малыша, понимающие его тревоги, заботы, неудовлетворенное любопытство, ведут его от незнания к знанию, от неумения к умению, от неудач к достижению задуманного.
Весь день ребенка заполнен различной деятельностью. Все привлекает его внимание, вызывает желание исследовать, подрожать, действовать. Как же использовать эту деятельность, чтобы воспитывать ребенка здоровым, любознательным, активным ?
Старайтесь вместе с ребенком начинать каждое утро с гимнастики. Несложные упражнения в течение 8-10 минут развивают координацию движений, создают бодрое настроение.
Игрушки вашего малыша: мячик, кегли, кольцеброс-научат его быть метким. Наблюдая за ребёнком, мы с вами удивляемся той настойчивости, с которой он добивается результата: попасть в мишень, набросить кольцо, поймать высоко подкинутый мяч.
Поддержите интерес ребенка к этим играм, поиграйте вместе с ним, не допуская своего превосходства в ловкости, меткости. Если ему трудно сбить кеглю, уменьшите расстояние, сдвиньте кегли. Если ребенок без труда набрасывает кольцо, предложите отойти подальше.
Учите прилагать усилия, достигать намеченной цели.
Ваш ребенок много времени проводит на воздухе. Он любит кататься зимой на санках, летом на велосипеде, играет в бадминтон, прыгает через верёвочку. Спортивные занятия и игры вызывают двигательную активность, развивают силу, выносливость, настойчивость, смелость, закаливают организм.
Помогите ему скользить на лыжах, а потом дайте палки, разрешите спускаться с небольших горок, покажите, как при этом надо держать палки. Учите преодолевать страх.
Если ребенок испытывает нерешительность, не упрекайте его в трусости, поддержите попытку преодолеть ее, оцените положительно всякие проявление настойчивости. Неизменным спутником ребенка, его основной деятельностью является игра. Здесь он творит, отражая те стороны окружающей жизни, которые его заинтересовали, у него формируются моральные качества, нормы поведения. В игре складывается характер, формируются интересы. Поэтому играми детей следует управлять. Но прежде всего создать условия, позволяющие ребенку заниматься за столом, строить на полу, играть с механическими игрушками.
Сколько удовольствия приносит детям игра с песком ! Удивительные здания, подземные дороги, шоссе, сбегающие с крутых гор,- все свидетельствует о богатстве мысли, фантазии ребенка, его воображении. Здесь воплощаются замыслы, испытывается творческий подъем. И если он, увлеченной игрой, испачкал костюм, руки или ноги, не сердитесь на него за это !
Вспомните строки Б.Заходера:
Пусть не сердятся родители,
что измажутся строители.
Потому что тот, кто строит,
тот чего-нибудь да стоит !
И неважно, что пока
этот домик из песка !
В играх ребенок, фантазируя, представляет себя капитаном дальнего плавания, врачом, учителем, героем прочитанной книги. Найдите время для совместных игр с ребенком. Так, в роли капитана папа учит сына подчиняться распоряжениям старшего, в роли повара мама показывает пример заботливой хозяйки, аккуратности, стремления порадовать людей своим мастерством. Помогите дошкольнику воплотить свои замыслы, расширяйте содержания игр. Понаблюдайте, как он ведет себя в игровой ситуации: ласков или груб, настойчив или упрям, доброжелателен или невнимателен. Своим участием в игре преподнесите ему пример нравственно ценного поведения.
Кукла- постоянный спутник девочки. В игре с куклой будущая мама проявляет нежность, заботливость, А устройство кукольной квартиры воспитывает эстетический вкус, прививает любовь к порядку, Хорошо найти возможность создать кукольный уголок, в котором бы ваша дочка была полноправной хозяйкой и постоянно заботилась о его чистоте.
Неверно думать, что игры со строительным материалом предназначены только для мальчиков. Сооружение любой конструкции по рисунку, образцу, собственному замыслу учит дошкольника сочетать кубики по величине, цвету, симметрично их располагать. Это учит ребенка мыслить, развивает творчество. Обращайте внимание дошкольника на особенности архитектуры зданий на улицах города, обсуждайте с ним, что придает им особую красоту.
В игре нередко возникает необходимость потрудиться: задумал играть в моряка- потребуется склеить бескозырку, лодочку; переодел кукол- постирать кукольное белье; играл с песком- вымыть формочку и т.д . Вы, вероятно, хотите, чтобы в игровом уголке вашего ребенка был постоянный порядок ? Для этого приучайте его складывать кубики после игры, расставлять игрушки, вытирать пыль. Объясните ребенку, что каждая вещь должна иметь свое место.
В семье много поводов для вовлечения дошкольника в труд: мама чистит овощи- ребенок, скажем, моет их; бабушка убирает комнату- ребенок поливает растения, протирает влажной тряпочкой игрушки; папа мастерит книжную полку или ремонтирует стул- мальчик подает гвозди, убирает стружки. Здесь в естественной обстановке дети осознают необходимость труда, его значение для окружающих. И месте со взрослыми они становятся членами семейного коллектива, где у каждого есть свои обязанности.
Ваш дошкольник может порадовать семью выращенными им овощами, цветами. Сначала вместе с ним посадите лук, овощи на грядке или в ящике на окне, а он будет поливать «огород», цветник, срезать лук, убирать урожай. Так у ребенка появится привычка к труда.
Если вы решили завести для ребенка рыбок, хомячка, птичку,- не спешите. Оцените ваши возможности. Познакомьтесь вместе с ним с особенностями их содержания. Пусть уход за животным станет постоянной обязанностью ребенка. Этот труд прививает бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Веселый котенок, цветущее растение, поющий щегол- все это не только забава ! Ребенок начинает понимать, что труд и его результаты приносят радость.
Необходимость одеваться утром и вечером переодеваться, убирать постель, игрушки, ухаживать за своими вещами становится постоянной заботой дошкольника, воспитывает у него аккуратность, чувство удовлетворения от чистоты и порядка в одежде, комнате. Мягко, но настойчиво напоминайте ему об этом. Пусть все то, что он может делать сам, не выполняют за него бабушки или дедушки. Пусть начинает понимать свои обязанности !
Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать мысли, будят фантазию; чтобы рассмотреть или нарисовать картину, сложить узор из мозаики, надо подумать, сосредоточиться, приложить усилия, быть настойчивым, чтобы достичь результата.
У вашего ребенка, конечно, есть карандаши, фломастеры, краски, пластилин. Но из-под рук ребенка не сразу выйдут сказочные картинки или чудо-богатыри. Здесь ребенку нужна ваша помощь: учите его наблюдать, сравнивать, отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, аппликации. Не выбрасывайте его работу- ведь это результаты его деятельности ! Можно складывать их в папку или сделать альбом, куда наклеивать лучшие работы. Просматривая время от времени эти рисунки, вы сможете похвалить ребенка за совершенствование его умений, за разнообразие тематики, за более удачное сочетание красок и т.д. Ваш интерес к работам дошкольника будет побуждать его к дальнейшим усилиям, развивать интерес к изобразительной деятельности. Ко дню рождения ребенка сделайте выставку его работ.
Читайте своим детям книги. Из них они узнают много интересного, неожиданного. Пусть в вашей библиотеке будут и сказки, и рассказы о животных, о детских приключениях, о жизни людей в далеких странах, Пусть будут в ней и стихотворения о природе, о детских забавах. Не упустите и юмористические произведения, Хорошо, если ребенок выучит какие-либо особенно понравившиеся ему стихи, побуждайте его к этому !
Слушая произведения писателей, ребенок узнает много нового, интересного, неожиданного. У него появятся вопросы: «почему ?», «зачем ?», «а что потом ?». Это значит, что вы пробудили в нем любознательность. Задавайте и ему вопросы: « О чем ты узнал из этой книги ?», «Какой герой книги тебе понравился, почему ?», «На кого бы хотел быть похожим ?», «Что было самым интересным ?» Выслушайте его ответ, подкрепите выдержками из рассказа, побеседуйте с ним.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Помогите ему подготовиться к этому дню. Ведь от этого во многом зависят его успехи в школе.
Представьте ему его будущее в школе как радостную перспективу: радость познания, встреч с новыми друзьями, интересной деятельности. Постарайтесь научить его считать, осмысленно производить действия с числами, познакомьте с составом числа в пределах первого десятка. Учите его выделять звуки в словах, делить слова на слоги, составлять первые несложные слова. Поддерживайте желание научиться читать, но не спешите, если ребенок не проявляет интереса к чтению.
Детские забавы радуют малыша, создают у него бодрое, приподнятое настроение. Постарайтесь сохранить у ребенка такой эмоциональный настрой на весь день.
Будьте порой сами инициаторами развлечений для своего ребенка: устройте ему праздничный концерт в день его рождения, пригласите к нему друзей, поиграйте с ними, предложите забавные соревнования или элементы костюмов для драматизации сказки, выступите сами в роли Деда Мороза или сказочника. Ведь детские развлечения- неотъемлемая часть жизни дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобра...
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»
Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...
Практикум для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"
В данной публикации представлена презентация и конспект занятия для родителей, посвященного проблеме развития самостоятельности и инициативности дошкольника. Преимущество отдается интерактивным и игро...
Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»
Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....
Статья "Растим самостоятельных и инициативных"
Весь день ребенка заполнен различной деятельностью. Все привлекает его внимание, вызывает желание исследовать, подрожать, действовать. Как же использовать эту деятельность, чтобы воспитывать ребенка з...