Философия здоровья
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чеховская Валентина Викторовна

Консультация для родителей. Основные аспекты здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_zdorovya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Философия здоровья.

(консультации для родителей)

Цель данной консультации заключается в освещении важных вопросов, касающихся оценки качества жизни детей младшего дошкольного возраста и в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей и их родителей.

Действовать совместно с родителями в формировании здорового образа жизни каждой семьи - задача, как мне кажется, очень важная и нужная. И мне бы очень хотелось, чтобы это взаимодействие имело бы место и приносило свои положительные результаты.

Большинство людей, по моим наблюдениям, придерживаются определения здоровья как физической составляющей, совершенно забывая о социально-психологической. Я считаю необходимым и важным изменить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего в себя и физический, и социально-психологический аспекты.

В настоящее время существуют разные подходы к определению ЗДОРОВЬЯ. В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией.

Согласно разным источникам, здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, оно на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами, и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения. В Уставе всё той же Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья звучит так: ". это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Поэтому давайте рассмотрим здоровье именно как интегративную характеристику личности, охватывающую как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающую в себя физический, психический и социальный аспекты.

Для начала я хотела бы вспомнить такое понятие, как КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, универсального определения которого до настоящего времени пока не выработали, потому как по мере развития человеческого общества отношение к этому понятию постоянно будет меняться. Тем не менее, Всемирной Организацией Здравоохранения была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев Качества Жизни человека конца ХХ века. Использование критериев качества жизни в современной медицине можно попытаться объяснить с помощью пирамиды А. Маслоу.

Согласно А. Маслоу, существует иерархия человеческих ценностей, где без удовлетворения низшей ступени невозможно удовлетворение следующей.

С момента рождения и по мере роста ребенка возрастают и его потребности. На определенном этапе ему уже недостаточно первичных (низших) потребностей, с некоторого времени ребенку необходимо ощущать себя активной личностью. Он начинает социализироваться. И это осуществляется не только под влиянием сверстников. Дети также учатся у своих родителей, воспитателей, у родных и знакомых. Под этим влиянием у них и формируются физические, интеллектуальные и социальные навыки, необходимые для исполнения их социальных "ролей".

Сейчас я хотела бы затронуть каждый критерий этой пирамиды, показать важность каждого из них, и начать, конечно же, с самой нижней ступенечки, а именно с удовлетворения физиологических потребностей (в данном случае детей младшего дошкольного возраста) .

Итак. Первая ступень. 

Физиологические потребности ребенка. Это такие потребности, как воздух, еда, питье, жилье, тепло, сон и т. д. - т. е. такие, не удовлетворив которые, человек не может ни думать, ни хотеть чего-либо еще.

ВОЗДУХ - первый по важности источник жизни и здоровья для человека, и в зависимости от его качества, он оказывает на нас своё влияние. К сожалению, воздух, которым мы дышим, содержит очень много вредных для здоровья человека примесей (пыль, бактерии, вирусы, биологические примеси, продукты неполного сгорания автомобильного топлива и природного газа, дым и другие вредные вещества, а уровень загрязнения воздуха в помещениях и того выше! По данным Всемирной Организации Здравоохранения загрязнённый воздух в помещениях входит в число 5 главных факторов, ухудшающих здоровье человека. А в помещениях мы проводим около 90% своего времени. Есть о чем задуматься. Формальдегид, асбест, радон, табачный дым, продукты горения, химикаты, используемые в быту, пестициды, клещи, плесень, бактерии - вот неполный перечень вредных веществ, что мы вдыхаем в наших домах. Нетрудно догадаться, какие заболевания поджидают наши семьи.

Что же делать? Как уберечь от этого своих детей?

- Как можно дольше бывать с ребенком на свежем воздухе. В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам. Но не по загазованным улицам, а по озеленённым паркам и скверам. Как можно чаще нужно проветривать помещение, в котором вы живёте, а многие комнатные растения способны достаточно эффективно отфильтровать и очистить воздух.

Например, такие растения, как хлорофитум, каланхоэ, плющ обыкновенный, монстера, спатифиллум и аспарагус обладают свойствами, которые помогают очистить от вредоносных газов воздух в доме. Рекордное количество кислорода для домашнего растения, способна выделять сансивьера. А фикус и циперус не только выделяют кислород, но и увлажняют воздух.

ПИТАНИЕ детей обязательно должно быть разнообразным. При однообразном или неправильном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье ребенка начинает разрушаться. В пище должно содержаться определённое количество белковых продуктов, жира и углеводов. Кроме того, организм человека постоянно нуждается в минеральных солях, витаминах и воде.

Хотелось бы обратить особое внимание на роль белка в питании ребёнка. Организм растет, и белки необходимы ему для построения новых клеток и тканей. Недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, к сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

И еще несколько советов родителям по питанию ребенка, посещающего ДУ:

1. Если Вы кормите ребенка дома после детсада, не поленитесь - взгляните на меню дня перед уходом. Не готовьте те блюда, которые он уже ел.

2. Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков. В младшем возрасте норма сахара - 50 г в день. В сладкой газированной воде содержание сахара превышено в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.

СОН является просто необходимым для здорового и активного существования ребенка. Во время сна в организме происходят разнообразные восстановительные процессы, которые приводят в порядок молекулы и клетки, повреждённые за период дневного бодрствования. Во время сна вырабатываются гормоны эндорфин (гормон радости и счастья) и мелатонин (гормон сна и долгой жизни). Эти гормоны защищают организм от стрессов.

И. снова о свежем воздухе - даже когда на улице холодно, перед сном следует проветривать помещение не менее 5 минут. Очень сложно ожидать здорового сна, если в комнате, где спит Ваш ребенок, нет свежего воздуха.

Следующим необходимым критерием здоровой и полноценной жизни ребенка является ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ. В зависимости от возраста ребенка и стадии развития его мышления она видоизменяется. Защитить ребенка - означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором он будет чувствовать, что его любят и оберегают. Царящая в семье и в детском учреждении психологическая атмосфера влияет не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье ребёнка в целом. Ведь отрицательные эмоции, которые переживает ребёнок, обязательно приведут его к стрессу, а затем - к болезням. Наука психосоматика убедительно доказывает нам, что основными причинами многих заболеваний являются именно стрессы, неурядицы в семье и переутомление. Поэтому укрепляйте дух Ваших детей добрыми словами, ласками, уютом и теплом! Чаще смейтесь, смешите своего ребёнка и веселитесь всей семьёй! Счастливый смех и радостные эмоции оказывают только положительное воздействие на гормональный фон организма и укрепляют иммунитет ребенка.

Следующим критерием здоровой и полноценной жизни на определенном этапе становится для ребенка ПОТРЕБНОСТЬ ОЩУЩАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЗНАЧИМОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНЯТИИ И УВАЖЕНИИ.

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что он что-то значит. Для него становится необходимым, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность. Детям, как и взрослым, необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, а обращение - вежливым. Детям важно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей. К ним необходимо относиться с тем же уважением, которого требуем и мы сами. Например, фразу "Извини, солнышко, сейчас у меня нет ни одной свободной минутки" сказать так же легко, как и фразу "Прекрати меня дергать! Не видишь - я занят? ". Первая отнимет у вас не больше времени, чем вторая. Но на ребенка эти фразы подействуют совершенно по-разному. Стоит попробовать.

Часто мы забываем, что у наших детей те же самые потребности, что и у нас, взрослых, и не задумываемся, как влияет на них то, что и как мы говорим.

В нашей группе мы всеми силами стараемся создать для каждого ребенка все необходимые условия для того, чтобы (насколько это возможно) сохранить (а может быть, и приумножить) то, что мы называем ЗДОРОВЬЕМ. БЛАГОПОЛУЧИЕМ. СЧАСТЬЕМ. Но ни одна педагогическая задача не может быть выполнена без участия родителей. Поэтому для нас так важен наш с вами союз, наша взаимная работа, нацеленная исключительно на создание условий для благоприятного развития здоровых и счастливых детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Философия моей профессии"

В данном материале я привожу свою размышления на тему современного значения профессии педагога, делюсь со своими читателями взглядом на свой опыт в работе с детьми....

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Формирование философии здоровья средствами физической культуры.

для  детей физическая активность имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как  способствуют развитию его морфофункциональных систем и, следовательно, определяют темп ...

Формирование философии здоровья у дошкольников

Рассматривая человека, как философскую категорию, следует отметить его сложную биосоциальную природу, представленную сочетанием биологического и социального.  По своей сущности человек есть дитя ...

Моё ЭССЕ на тему «Моя здоровье сберегающая педагогическая философия» «Режим дня в жизни дошкольника»

В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь....