Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
занимательные факты по теме
В психофизиологических исследованиях показано, что у мальчиков девочек-дошкольников- разная структура мозга и их эмоции имеют разную генетическую основу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospityvat.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Процесс полоролевой социализации имеет свои анатомические, нейрофизиологические, психологические основания. Исследования отечественных ученых (Э.К.Андрюлис, Е.Н.Вавилова, Б.Т.Данован, и др.) показывают, что при рождении у девочек по сравнению с мальчиками, как правило, меньше вес, рост, сердце, легкие, меньше удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем физическом и психическом развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить, говорить. У девочек большая сопротивляемость к заболеваниям (у мальчиков большая смертность от сердечных болезней, больше случаев умственной задержки, заикания, неврозов, такая болезнь, как гемофилия, встречается только у мальчиков).
В психофизиологических исследованиях показано, что у девочек и мальчиков - дошкольников - разная структура мозга и их эмоции имеет разную генетическую основу. У девочек выше, чем у мальчиков, эмоциональная восприимчивость. Эмоциональная сфера девочек характеризуется тем, что они чаще и ярче проявляют эмпатию - сочувствие к окружающим людям. Вместе с тем у девочек и большая сопротивляемость к стрессовым ситуациям, большая гибкость при адаптации в новых условиях. У мальчиков в два раза чаще бывают неврозы.
Различия проявляются и в их физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, имеют лучшие показатели в метании на дальность, у них больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек более высокие показатели по равновесию и гибкости, лучше развита мелкая моторика. В свою очередь, мальчики уступают девочкам в тонкости обоняния и тактильной чувствительности.
Кроме вышеперечисленных различий, у дошкольников разного пола проявляется много и психических особенностей.
Многие работы и наблюдения отечественных исследователей показывают, что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин.
Изучая общение дошкольников в игре, Т.В.Антонова выявила, что у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имеет место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника и характер отношений с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей, обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, летчиком, моряком, спасателем. А девочки - «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т. п.
Различия в интересах мальчиков и девочек, формирующиеся дошкольном возрасте, проявляются и в тематике рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно - принцесс и невест).
По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека они чаще рисуют девочек, «тетенек», тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек.
Половые предпочтения сказываются и в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравурную, маршевую. Хотя все дошкольники обожают сказки, детские мультфильмы, но мальчики выбирают, в первую очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги, про ковбоев и индейцев.
В настоящее время семья в воспитании ребенка определенного пола сориентирована преимущественно на традиционную модель половых ролей. Ценностные ориентации родителей, их социальные ожидания, манера обращения с детьми, система наказаний и поощрений сказываются на процессе полоролевой социализации ребенка.
От отца дочери получают больше эмоционального тепла, внимания и одобрения, чем сыновья. Матери более снисходительны к сыновьям.
Поощрения и наказания отца, как правило, носят несколько другой характер, чем у матери. Например, отцовская доброта отлична от доброты матери: отец в обращении с детьми более требователен, и доброта его более суровая. Он более скуп на похвалу, но если он похвалит ребенка, то эта похвала для сына или дочери часто важнее, чем похвала и поощрения матери.
Особенно важно отцовское влияние при воспитании сыновей, поскольку в мужской природе существует стремление к риску, приключениям, а в женской природе - осторожность, стремление оберегать, сохранять свое потомство.
Когда мужчина устраняется от воспитания детей в семье, мальчики растут эмоционально неустойчивыми, несамостоятельными, у них не формируются начала таких мужских качеств, как отвага, умение постоять за себя и за других, более слабых, взять ответственность на себя. Вместо этого у мальчика воспитывается нерешительность, осторожность, пугливость. Материнская гиперопека, изнеживание - частая причина неврозов у мальчиков.
Больше времени в первые годы жизни мальчик проводит с матерью, отца же он видит реже и в менее значимых ситуациях. В связи с этим как для девочек, так и для мальчиков практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью. Затем, попадая в детский сад, ребенок идентифицирует себя с воспитателем - женщиной, далее в школе - с учителем, и это, как правило, женщина. Позднее мальчик отвергает эту идентификацию, выбирая для подражания мужскую модель. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, нежели женской.
Происшедшие за последние десятилетия изменения быта привели к тому, что «мужских» дел почти не осталось и у мальчиков нет возможности проявить себя настоящим мужчиной в семье, где, прежде всего, и происходит усвоение ребенком половой роли. Таким образом, в ходе половой социализации мальчиков возникает определенное противоречие. С одной стороны, постоянные и настойчивые требования «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», а с другой - отсутствие возможности сформировать и проявить мужские типы поведения.
В целом, анализ отечественных и зарубежных исследований, связанных с изучением особенностей полоролевой социализации, свидетельствует о достаточно глубоком психологическом обосновании изучаемого феномена. Многообразие оснований половой идентификации и половых различий позволяет судить о сложности и многоаспектности проблемы.
- Захаров, А. И. Растут в семье мама и папа / А. И. Захаров – М.: Московский рабочий, 1978.
- Каган, В. Е. Система половых различий / В. Е. Каган // Психика и пол детей в норме и патологии. – Л., 1986.
- Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 165-171.
- Маккоби, Э. Два пола: растем порознь, живем вместе, С.118-152. Пер. с англ. А.Бородиной (Введение) и В.Успенской (гл.6) Тверь, 2002.
- Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
- сайт (www.superinf.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Особенности воспитания девочек и мальчиков в семье. Роль отца и матери в воспитании детей....
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Консультация для родителей по гендерному воспитанию...
Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей
Консультация для родитей о правильном воспитании детей в семье...
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Если спросить об этом родителей, то большинство из них ответят утвердительно. Действительно, и дочерей, и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными и трудолюбивыми людьми....
Консультация для родителей "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?"
Задачи- Выявить представления родителей об особенностях воспитания сына и дочери и необходимости дифференцированного подхода в воспитании мальчика или девочки- Формировать у родителей представление о ...
Консультация для родителей " Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
На вопрос: " Одинаково ли вы воспитываете ...
Консультация для родителей "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей"
Дочерей и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными, трудолюбивыми людьми....