Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
статья на тему
Если спросить об этом родителей, то большинство из них ответят утвердительно. Действительно, и дочерей, и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными и трудолюбивыми людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psikhologiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «детский сад – дом радости» № 100 г. Перми
Одинаково ли воспитывать
сыновей и дочерей?
Выполнила работу воспитатель
Алексеева Анна Сергеевна
Пермь, 2013 г
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Если спросить об этом родителей, то большинство из них ответят утвердительно. Действительно, и дочерей, и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными и трудолюбивыми людьми. Однако при этом мы часто неосознанно поддерживаем и развиваем у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. развиваем предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы перечисленных качеств не заложить у детей в дошкольные годы, это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными и общественными, социальными ролями. Не мало молодых людей в силу несформированности у них качеств мужественности испытывают трудности во время службы в армии. Часто мужчины оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Вместе с тем имеется не мало «деловых» женщин, которые не обладают такими качествами, как мягкость, терпимость, снисходительность. Среди молодых женщин редко можно встретить хорошо подготовленных к роли хозяйки дома, жены, матери, хранительницы семейного очага. Неумение молодых супругов строить семейные отношения и отсутствие у них соответствующей подготовки, которую необходимо начинать с дошкольного возраста, нередко приводят к семейным конфликтам и распаду семьи, от чего больше всего страдают дети.
Почему-то большинством родителей не берется в расчет, что в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола, как мальчик или девочка. Многие ученые справедливо утверждают, что осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности и что пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности (в разные исторические времена и у разных народов эти эталоны различны). Поэтому процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать, определенные качества не могут быть принадлежностью того или другого пола, но представители женского и мужского пола должны быть наделены этими качествами в разной степени, и поэтому цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.
В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия. У мальчиков и девочек существуют различия в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах (общий суточный расход энергии несколько больше у мальчиков, чем у девочек); различаются их физические возможности: мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила; у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, у них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость и вместе с тем большая сопротивляемость стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что неврозы у мальчиков-дошкольников встречаются значительно чаще, чем у девочек).
У мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, космонавтов, моряков), чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом более спокойные игры на семейно-бытовые темы («дочки-матери», «магазин», «детский сад»). Необходимо учитывать, что в силу существующего процесса половой социализации в дворовых компаниях, в группе детского сада девочки предпочитают играть с девочками, а мальчики – с мальчиками. Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки – природу, людей. И сама манера рисования у девочек, как правило, несколько иная: рисунки носят более законченный характер с элементами декоративности; при изображении человека, чаще всего это женщина, они тщательно вырисовывают платье, прическу, всячески их украшают. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны.
Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, то девочки ответят, что они хотят быть врачами, учительницами, воспитательницами детского сада, балеринами, продавцами и просто «мамами», а мальчики – космонавтами, шоферами, летчиками, милиционерами, военными; дети назову профессии, характерные для представителей соответствующего пола.
У девочек отмечают большую зависимость от взрослых, послушание, у мальчиков – большую агрессивность и независимость.
К сожалению, родители не всегда серьезно задумываются над этими различиями и недостаточно учитывают их в воспитании своих сыновей и дочерей.
Что же способствует развитию психических различий у детей разного пола? Зарубежные ученые, представители различных теоретических школ по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают, что эти качества развиваются на основе врожденных инстинктов, другие, что главное – идентификация, т.е. ребенок отождествляет себя с родителями, в первую очередь с родителем того же пола, что и он (сын с отцом, а дочь с матерью). Третьи полагают, что главное – социальное «подкрепление», т.е. та оценка, которую дают поведению ребенка окружающие взрослые (что поощряют, за что хвалят, а за что ругают, наказывают). Четвертые связывают процесс поло-ролевого развития ребенка с его интеллектуальным созреванием.
Ученые нашей страны склонны считать, что хотя определенные врожденные задатки играют свою роль (ведь на протяжении веков мужской стиль поведения формировался в деятельности, связанной с добыванием пищи, а женский – материнский, определялся функциями воспитания детей и поддержания семейного очага), но все-таки определяющее значение имеют особенности воспитания. Хотя родители обычно отрицают, что дочерей и сыновей они воспитывают не одинаково, фактически разница есть. С того момента, когда новорожденных заворачивают в голубое или розовое одеяло, с ними уже начинают обращаться по-разному. Неодинаково к сыновьям и дочерям относятся прежде всего отцы. Если отцы мало общаются с детьми на протяжении первого года жизни, то в последствии они более активны в общении с сыновьями, чем с дочерьми. Вместе с тем они больше утешают девочек, когда те огорчены, чем мальчиков. Специальные исследования показали, что девочки в семье получают больше эмоционального тепла, внимания и одобрения, чем мальчики. Девочек значительно чаще хвалят, а мальчиков чаще наказывают. Было также подмечено, что матери более снисходительны и терпимы к сыновьям, а отцы – к дочерям. Очень важно, что мы порицаем у девочек, а что у мальчиков, на что смотрим снисходительно. Под воздействием членов семьи – отца, матери, бабушки и дедушки, их представлений о том, какие качества они хотели бы воспитать в сыне, дочери, внуке или внучке, от эмоциональных реакций взрослых (положительных или отрицательных) на поведение ребенка, а также на основе их примера у ребенка формируются предпочтение определенных видов деятельности, а также интересы, соответствующие полу.
Большое влияние на формирование характера девочки оказывает пример матери, а на мальчика – пример отца. Одна мать раздражительна, несдержанна, постоянно кричит на мужа и детей, не стремиться создать порядок и уют в доме. Другая ласкова, внимательна ко всем членам семьи, с уважением относиться к мужу, старается такое же отношение воспитать у своих детей, сплачивает семью. Весьма вероятно, что девочка, воспитанная в первой семье, когда вырастет, будет также кричать на своего мужа и так же относиться к своим семейным обязанностям, а девочка из второй семьи станет хорошей матерью, женой и хозяйкой, перенесет дух любви, миролюбия, терпимости и в свою собственную семью. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, в будущем, став взрослым, может перенять эти черты. А мальчик, воспитывающийся в семье, где отец старается по возможности облегчить домашний труд жены, активно участвует в воспитании детей, по-джентельменски относиться к женщинам, вырастет настоящим мужчиной, для которого, по определению В.А. Сухомлинского, характерен «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины».
Но вместе с тем важно влияние матери на сына, а отца на дочь. Исследование показывает, что типичное для данного пола поведение может быть усвоено не только путем копирования, но и путем противопоставления, иначе говоря, ярко выраженная женственность матери у сына, а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери. Поэтому так важно для воспитания детей влияние обоих родителей.
В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, необходимо (как мальчикам, так и девочкам) хотя бы эпизодическое привлечение к воспитанию близких семье мужчин – дяди, дедушки и др. общение с ними в сугубо мужской деятельности (конструирование простейших моделей самолетов, катеров, починка бытовых приборов и т.п.) очень полезно мальчикам.
Сверстники, старшие братья и сестры часто воспринимаются малышом, как пример для подражания. Девочки, у которых есть старшие братья, часто становятся «сорванцами», в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, перенимают особенности их поведения. Родители должны учитывать это при воспитании детей.
Если в семье несколько детей, то при распределении между ними трудовых обязанностей также нужно учитывать их пол: мальчикам поручать работу, требующую приложения физических сил, тем более если они старшие (помочь маме нести сумку с продуктами, выжимать белье, выносить мусор), девочкам же – сервировать стол, сменять грязные полотенца на чистые. Хорошо, когда мать привлекает маленькую дочь к приготовлению салатов, разделке теста, учит ее вязать, вышивать, замечать все красивое вокруг себя и вносить по мере возможности красоту в жизнь семьи. Не надо стыдить девочку, если у нее повышенный интерес своей внешности (хуже, если этого интереса совсем нет). Важно поощрять проявления девочкой любви, нежности, сочувствия к маленьким детям, заботы о животных, растениях. Понаблюдайте, как ваша дочь ведет себя при возникновении конфликтов в игре со сверстниками. Святая обязанность матери уже в этом возрасте учить ее мирному, чисто женскому пути разрешения конфликтов, терпимости и миротворчеству, умению прощать.
Воспитывая мальчика, родители подчас забывают, что это будущий мужчина, гражданин, труженик, защитник Родины, глава и опора семьи, изнеживают сына, лишают возможности проявлять волевые усилия, смелые поступки, забывают о формировании такого важного мужского качества, как уважительное, бережное отношение к представительницам слабого пола. Начните с малого – пусть ваш маленький сын принесет вам очки из темной комнаты, погладит в вашем присутствии соседскую собаку, которую он побаивается, поможет маме нести сумку, вместе с папой починит сломавшийся стул.
Безусловно, родителям необходимо обращать самое серьезное внимание на такие отклонения в поведении мальчиков, как проявление жесткости и агрессивности. Американские психологи Маккоби, Джеклин и Кох справедливо подчеркивают, что агрессивность должна оцениваться как недопустимый «примитивный путь к установлению влияния на других». Они полагают, что одним из средств преодоления агрессивности у мальчиков и воспитания способности решать спорные вопросы мирным путем является привлечение их к уходу за младшими братьями и сестрами.
В дошкольном возрасте почти все мальчики любят играть в военные игры. Связано это с желанием почувствовать себя настоящими мужчинами: смелыми, храбрыми, мужественными. Но часто игра в «войнушку» (так называют они эти игры) сводится к бесконечной имитации стрельбы и беспорядочной беготне. Понаблюдайте за играми, в которых участвует ваш сын. Не разрушая детской игры, постарайтесь внести в нее нравственное содержание, подскажите подходящий сюжет, например, спасатели выручают из беды людей во время землетрясения, военные врачи оказывают помощь женщинам и детям, пострадавшим от аварии. А еще лучше использовать сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Тридевятое царство», «Айболит» и др. такие игры могут быть очень разнообразными, в них при желании вы сможете переключить ребенка от проявления, хоть и в воображаемом плане, агрессивности к нравственным отношениям – защите слабых, к проявлению мужественности, воли при преодолении различных препятствий на пути к достижению цели.
В заключении хотелось бы добавить: постарайтесь воспитать в девочке и мальчике положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. Уверенность ребенка в себе, определенность личных установок и в конечном счете благополучие отношений в семье свидетельствуют о правильном воспитании.
Библиографический список
- Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши». Ярославль,1999.
- Баркан А.И. «Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка». М., 2000.
- Достовалов С.Г. «Воспитание мальчика: советы психолога». М., 2008.
- Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Особенности воспитания девочек и мальчиков в семье. Роль отца и матери в воспитании детей....
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Консультация для родителей по гендерному воспитанию...
Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей
Консультация для родитей о правильном воспитании детей в семье...
Консультация для родителей "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?"
Задачи- Выявить представления родителей об особенностях воспитания сына и дочери и необходимости дифференцированного подхода в воспитании мальчика или девочки- Формировать у родителей представление о ...
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
В психофизиологических исследованиях показано, что у мальчиков девочек-дошкольников- разная структура мозга и их эмоции имеют разную генетическую основу....
Консультация для родителей " Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
На вопрос: " Одинаково ли вы воспитываете ...
Консультация для родителей "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей"
Дочерей и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитать добрыми, порядочными, трудолюбивыми людьми....