Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему
Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу, педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений в общении и взаимоотношениях ребенка с людьми как грубость,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"
Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу, педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений в общении и взаимоотношениях ребенка с людьми как грубость, эмоциональная глухость, враждебность, которые нередко возникают под влиянием наблюдаемого поведения окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием ценностных ориентации, нравственных начал в ребенке, составляющих духовную основу его личности. В настоящее время актуальный вопрос теории и практики дошкольного воспитания: как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих детских садах и семьях великолепные игры с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек. На наш взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры детей нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи социального развития дошкольников. Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре. Поставив задачу социально-нравственное воспитание детей через игры-драматизации, мы понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе). Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей. Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т.п. Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе следует организовать уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности должен быть оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке должны присутствовать элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценирования сказок проходит совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров. Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся по следующим принципам: Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций мы разделили на 3 этапа. На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке. Так, например после чтения в младшей группе сказки "Колобок”, я поинтересовалась у детей "Понравилась ли им песенка Колобка? Почему понравилась?” и предложила вместе выучить песенку, используя метод "расскажи стихи руками”. Далее я показала детям эту сказку, используя театр картинок, т.к. просмотр иллюстраций оказывает огромную помощь в осознании образов персонажей, особенно в младшем возрасте. Впоследствии с детьми было проведено занятие-лепка на тему "Испечем колобок для бабушки”. II-й этап посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого используются разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей. На III-м этапе основное внимание уделяется играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. В младшей группе начинается работу с обыгрывания малых литературных форм: потешек, небольших стихотворений. Так, например, при разучивании в младшей группе потешки "Кошкин дом”, читаем произведение 2-3 раза, потом с детьми обсуждаем какая кошка, как бегут курочка, как лошадка и т.д. Затем мы вместе с детьми строим дом для кошки (из модулей), распределяем роли и инсценируем потешку. В игре одновременно принимают участие несколько детей, игру проводим несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить разные роли. Атрибуты и декорации готовятся самостоятельно, в присутствии детей. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные. Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка. Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка. В работе по социально-нравственному воспитанию придерживаемся следующих принципов: · активно поддерживаю стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Стараюсь, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения; · формирую способность детей к самообучаемости. Развиваю умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение; · формирую у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества; · занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь. Совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками. Поэтому в своей работе, прежде всего направляем внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста. Формы работы с родителями разнообразны: · проводятся беседы и консультации; · тематические родительские собрания; · родители приглашаются на открытые занятия – игры; · организуются родительские гостиные. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игр-драматизаций, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами театров, способами их изготовления. Раскрываю роль игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании. В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми-драматизациями, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей. Введение в образовательный процесс игр – драматизаций обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка. Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования. Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"
Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....
2018-2019 Консультация для воспитателей:"Музыка - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
В помощь воспитателю....
Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".
quot;Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация на тему "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Консультация в детском саду...
Консультация для родителей "сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
сказка в жизни ребенка...
Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...