«Формирование и развитие связной речи у дошкольников»
консультация на тему

День открытых дверей для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_i_razvitie_svyaznoy_rechi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

День открытых дверей для родителей

 «Формирование и развитие связной речи у дошкольников»

Учитель-логопед: Старикова Е.К.

День открытых дверей для родителей

 «Формирование и развитие связной речи у дошкольников»

Цель: Расширение знаний родителей по вопросам формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Ход:

  1. Приветствие. Знакомство.
  2. Теоретическая часть:

       Грамотная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

       Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

       Поэтому, уважаемые родители, мы сегодня поговорим о связной речи, так как   проблема ее формирования и развития у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных.

       Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Поэтому следует уточнить, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ.

Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (или монолог). Диалог – беседа нескольких людей. Цель диалога – спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-либо действию. Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких-то фактах. Формы монологической речи: описание (текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет); повествование (сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности);

рассуждение  (текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку).

Критерии развития связной речи:

Дети 4-5 лет:

начинают овладевать монологической речью:

- высказывания из 2-3 и более распространенных предложений;

- многие дети еще не могут самостоятельно связно и последовательно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

Дети 5-6 лет:

- могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказок (рассказов) из 40-50 предложений;

- могут передать содержание мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых они были;

- способны самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые им хорошо знакомы;

- свободное высказывание напоминает короткий рассказ;

- ответы на вопросы содержат большое количество предложений.

Дети 6-7 лет:

могут без помощи взрослых:

- передавать содержание картинки;

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- составлять рассказ-описание по наглядной основе и по представлению;

- пересказать сказку, мультфильм, рассказ;

- рассказать стихотворение с соблюдением интонационных средств выразительности.

Задачи обучения детей связной речи.


Ранний возраст


Средний возраст


Старшая группа


Подготовительная группа


1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки.

2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.


1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок («Мы играем», «Моя группа»).

2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.

А) в индивидуальном общении дети рассказывают на темы из личного опыта (о себе, о игрушках, о семье)

Б) дети пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы.

В) воспитатель подсказывает способы связей в предложениях, задаёт схему высказываний, постепенно усложняет их содержание, увеличивает объём.


1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования.

2 – Учить составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.

3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.

- Дети пересказывают связно, последовательно сказки, рассказывают по наглядной опоре и без неё.

- Дают более развёрнутые описания игрушек, предметов, картин.

- Составляют рассказы из опыта, творческие рассказы с использованием наглядного материала и без него.


1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

2 – дети сами оценивают и анализируют рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности

Приемы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение скороговорок, потешек (для детей младшего дошкольного возраста); чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника, не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка; - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

   

   Формированию и развитию связной речи следует уделять особое внимание, так как качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика и, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

3. Практическая часть:

Родителям предлагаются  практические задания с последующим обсуждением:

  • Составить рассказ – описание по схеме.
  • Составить рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Составить рассказ по сюжетной картине.

 4. Подведение итогов. Рекомендации. Консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Семинар для воспитателей "Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у дошкольников"

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучен...