Сенсорное развитие дошкольников
консультация (младшая группа) на тему
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_sensorika.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Сенсорное развитие дошкольников.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой порой” сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.
- развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы:
-занятия ( «Познаю мир», «Математика и логика», « Обучение грамоте»,«Учусь говорить»,рисование,конструирование,аппликация)
-игровая деятельность;
-игры-эксперименты;
-работа с родителями.
Работая с детьми по воспитанию сенсорной культуры, руководствовалась программой « Радуга » под редакцией Т. Дороновой , использовала в работе
дидактические игры Л.А.Венгера , З.М.Богуславской , О.М.Дьяченко, Бондаренко А.К.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет
у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы - геометрические фигуры; величины - метрическая система мер. И в этом нам помогают наши незаменимые, в работе с детьми, дидактические игры. Это самый доступный и ненавязчивый способ обучения. В работе с детьми используются игры на развитие зрительного восприятия цвета, формы и величины, на развитие слухового и обонятельного восприятия.
Для закрепления сенсорных эталонов цвета в работе с детьми использую таблицу цветов и игры.
Развитию цветового восприятия способствует подбор палочек, бусинок, прищепок, ленточек по цвету, выкладывание из мозаики и бигудей картинок, проведение дидактических игр, например, «Спрячь мышку», «Сделаем кукле бусы», «Воздушные шары».
Например, такие как « Подбери себе соседа» Цель: сопоставление и обобщение предметов по цвету. Берутся бумажные флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Взрослый называет какой-нибудь цвет. Ребенок выбирает соответствующий флажок данного цвета и находит для него соответствующих «соседей» по оттенку.
«ВЕСЕЛЫЕ ЛЕНТОЧКИ» Цель: строить последовательный ряд по величине или ширине по возрастанию и убыванию. Раздаточный материал: цветные ленточки разной ширины от 1 до 10 см или ленточки разной длины от 2 до 20 см. Ребенку дается задание выложить ленточки в ряд от самой узкой до самой широкой и наоборот; от самой длинной до самой короткой и наоборот. Или выбери ленточки одинаковой ширины, длины, определенного цвета.
«Подбери по форме» Цель: сопоставление и обобщение предметов по форме Используются геометрические формы (круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник) ,предметы интерьера и игрушки. Ребенку дается одна из геометрических фигур, он должен подобрать к ней соответствующие по форме предметы из интерьера и игрушки. «Фигуры из палочек» Цель: воспроизводить геометрические фигуры. Раздаточный материал: палочки и образцы геометрических фигур. Взрослый поочередно показывает знакомые геометрические фигуры, ребенок выкладывает их из палочек.
«Сложи по схеме» Цель: воспроизводить рисунок по схеме из палочек, природного материала.
В работе использую таблицы с геометрическими фигурами различные по цвету, форме и величине. Даю задание такого характера:
Назовите самый большой треугольник?
Какого цвета самая маленькая фигура?
Назовите все квадраты, начиная с самого маленького .
Также дидактические игры: «Чем залатать коврик», «Найди флажок», «Геометрический узор», «Что изменилось?», «Что исчезло?», «Отгадай загадку», «Угадай по описанию», «Веселые клеточки», «Посмотри и нарисуй». «Раздели на группы», «Что лишнее и почему?», «Продолжи узор», «Продолжи ряд».
Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»-развивает ориентировку в пространстве.
- “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, –“к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.”Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
Игры-эксперименты,
- игры со светом ("Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками", "Цветные сигналы" (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика), "Теневой театр");
- игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);
- игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом);
- игра "Кто быстрее?" (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и 12.
Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Как же рука изучает (обследует) предметы?
Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.
Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материала (звонкий - глухой, тихий - громкий звуки).
Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности (гладкий - шершавый), форму, размер и т.д.
Надавливание дает возможность определить мягкость-твердость предмета, из какого материала он сделан.
Ощупывание дает больше всего информации о предмете. Обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения учат ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Таким образом, рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Обследование как педагогический способ организации чувственного опыта служит совершенствованию и углублению детского восприятия, так как обеспечивает достижение целенаправленности, полноты и динамичности восприятия.
Для развития тактильных анализаторов и ощущений использую природный материал – “Кладовая природы”, д/и «Разные поверхности», конструкторы и мозаики, коллекции «Мир бумаги», «Мир ткани». «Кладовая природы»- здесь подобран материал для развития всех органов чувств, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами.
Также создала для детей мини-центр для экспериментирования. Куда вошли предметы, позволяющие детям самостоятельно исследовать, измерять, взвешивать, определять качества, свойства предметов. Это - весы, линейки, рулетка, лупа, фонарик, деревянные, пластмассовые, железные предметы, кусочки кожи, меха, ткани, резинки, вата наждачная бумага, бумага, шампунь, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности.
Одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
Варианты заданий с закрытыми глазами.
1. Потрогай предметы и назови, какие они?
2. Найди на ощупь похожие предметы.
3. Найди на ощупь разные предметы.
4. Найди на ощупь мягкие ( гладкие, шершавые…) предметы.
Малыши учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными
качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь и по запаху с открытыми и закрытыми глазами.
Педагог с детьми проводит опыты и эксперименты с природным материалом, цветными и увеличительными стеклами, шампунем, гуашью ,с песком и водой. Дети учатся экспериментировать,делать выводы, познавать мир.
Для развития обонятельного восприятия использую «Коллекцию запахов». Дети определяют знакомые запахи закрытыми глазами.
Для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха использую: музыкальные инструменты, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, со звуками природы: гроза ,дождь, ручейки, водопады, голоса птиц, животных, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы. А также словесные игры: «Определи место звука», «Найди лишнее слово», «Запомни и повтори», «Назови одним словом», «Тихо-громко».
Уголок художественно- творческого развития:
Задачи: развивать восприятие цвета, формы, мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Здесь ребята работают с различными изобразительными средствами, они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь.
Для рисования:
Наборы цветных карандашей
Наборы фломастеров
Наборы шариковых ручек
Гуашь
Цветные мелки
Для лепки :глина, пластилин.
Для аппликации: набор разных сортов бумаги, наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы.
Уголок для развития и конструктивных способностей.
Цель: развивать интеллектуальные, конструктивные и творческие способности.
Задачи: развивать внимание, мышление, память, воображение, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
Дети вместе с воспитателем и самостоятельно выполняют постройки из конструктора, строительного, природного и бросового материала.
Строительный материал
Крупногабаритный напольный конструктор
Набор мелкого строительного материала
(кубики, кирпичик, призмы, пластины)
Конструкторы «Лего » ,
Природный и бросовый материал
Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Дошкольная педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу. Таким образом, сенсорное воспитание решает важные задачи для общего развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.
Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....
сенсорное развитие дошкольников
статья о сенсорном развитии дошкольников...
Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"
Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....
Музыкально-сенсорное развитие дошкольников
В статье рассказывается о музыкально-сенсорном оразвитии дошкольников...
"Основы сенсорного развития дошкольников"
Методическая разработка в помощь воспитателю...
Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития
Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...