Консультация с презентацией на тему "Взаимообусловленность развития мышления и речи у детей дошкольного возраста"
презентация по теме
Консультация для воспитателей на тему "Взаимообусловленность развития мышления и речи у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_i_rech.pptx | 145.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития - мышление , воображение, память, эмоции С.Л . Рубинштейн Речь — это деятельность общения (выражения , воздействия, сообщения) посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления
Развитие речи идет в нескольких направлениях совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем
Мотив активного овладения родным языком - растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. приводит к интенсивному развитию во-первых , всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя ), во-вторых , ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой ) появление новых видов деятельности усложнение общения со взрослыми и сверстниками расширение круга жизненных связей и отношений
речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
складывается планирующая функция речи; возникает звуковая функция речи, слово становится объектом познания; речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу , рассуждения и рассказы; завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; возникают предпосылки для освоения грамоты . Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
С.Л . Рубинштейн «Внешняя и внутренняя речь имеют свои существенные особенности. При этом, нельзя целиком интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь - беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщена. С внутренней речью мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись». ЭТАПНОСТЬ: Словесные объяснения и указания + практический опыт + опора на непосредственное восприятие предметов и явлений + представлениях о ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Словарный запас и речевая активность детей дошкольного возраста расширяются в рамках наглядно-образного и образно-логического мышления Сведения о физических явлениях Жизнь растений и повадки животных Мир людей Факты общественной жизн и Внутренние свойства вещей
Мыслительные процессы и речь Дошкольник постепенно научается мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребенок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях. Обобщение: дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям. Абстрагирование: дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует. Сравнение: дошкольник учится правильно строить предложение, указывая признаки сходства и различия
Игры, на развитие мышления и речи: Кто (что) кем (чем) будет? Цель игры: развивать общий кругозор, способность выстраивать простые логические цепочки Отгадай предмет по описанию Цель игры: развитие активного и пассивного словарного запаса, стимулирует речевую активность, тренирует собранность и внимательность. Чем похожи предметы? Цель игры: расширить общий кругозор, научить находить сходства и различия между предметами, выделяя различные признаки предметов . А наоборот? Цель игры: развить не только мышление ребенка, но и существенно помочь ему расширить словарный запас .
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления и речи у детей дошкольного возраста» (образовательная область – познание)
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру...
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает ...
Презентация "Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста"
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...
Консультация для педагогов по теме: "Развитие правильной грамотной речи у детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов по теме-"Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста-подготовительная группа"....