Консультация для родителей: "Как лучше запомнить, все что узнал."
консультация на тему

Рупосова Татьяна Васильевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_luchshe_zapomnitvsyo_to_chto_uznal.doc112.1 КБ

Предварительный просмотр:


Особенности развития памяти детей от 3 до 7 лет

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима - мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослый, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Однако ее возможности не безграничны. Дошкольник запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание, запоминает непроизвольно, не желая того. Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного поведения - это главное достижение дошкольного возраста. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредствованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью... Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки, ассоциаций. Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемом классификации и группировки в целях запоминания.

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к школьной деятельности, постоянным умственным нагрузкам. Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно, чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов ребенок запоминает лишь 2, 12 слова (14%). Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства; подсказки, картинки, вопросы в значительной степени мешает ребенку вспоминать. Иначе обстоят дела с произвольным запоминанием в

старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводят в среднем 4,55 слов (30%). Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов (55%). Увеличение количества запоминаемой информации, по всей вероятности, вызванс не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредствованной.

Однако несмотря на ощутимый рост результатов дошкольник запоминает с опорой на природную память. В связи с этим рассматриваемый возраст - оптимальный период для начала развития мнемических способностей личности. Эффективность памяти ребенка будет находиться в прямой зависимости от развития умственных действий, мыслительных операций, чему могут способствовать задания типа:

  • на что это похоже
  • раздели на группы
  • выдели группы (классы) по одному общему признаку и т.д.

РАЗВИТИЕ ПРИРОДНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ дошкольников

Возраст

Объем природной памяти

Объем культурной памяти

4-5 лет

2,12

2,85

5-7 лет

4,55

8,25

В заключении следует отметить, что дошкольный возраст, начальный период формирования операционных структур интеллектуальной активности, вербального интеллекта личности. Й в дальнейшем успешность запоминания и гибкость памяти ребенка будут определяться уже не столько силой природной памяти, сколько особенностями его развивающейся интеллектуальной деятельности. Начало этому процессу может быть положено с помощью игр, заданий и  упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Как лучше запомнить стихи".

            Заучивание стихотворений – это одно из средств нравственного, умственного и эстетического развития. Детей важно учить воспринимать и оценивать поэтичес...

Консультация для родителей "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности"

Не секрет, что пожары происходят от беспечного отношения к огню самих людей....

Консультация для родителей "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности".

  Консультация для родителей "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности".            Обеспечение личной б...

Инструкция для родителей "Как лучше запомнить шахматные фигуры"

Для лучшего запоминания шахматных фигур, для изучения шахматной доски и ее отличия от шахматного поля нами были подобраны игры и стихотворения, позволяющие детям и их родителям познакомиться поближе с...

Консультация для родителей Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности ПРОШКИНА

Консультация для родителей Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности ПРОШКИНА...

Инструкция для родителей "Как лучше запомнить шахматные фигуры"

Инструкция для родителей "Как лучше запомнить шахматные фигуры"....

Консультация для родителей "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности".

Консультация для родителей "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности"....