Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) на тему
Адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими, новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Адаптационные игры помогут наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к ДОУ, к другим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Игровая деятельность как средство адаптации
детей раннего возраста»
Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими, новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы.
Ранний возраст является особым периодом формирования организма и систем, началом развития их функций. Поэтому специалистам дошкольного учреждения необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников дошкольного учреждения. Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было предельно безболезненным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий поиск эффективных средств адаптации детей раннего возраста.
Проблеме адаптации ребенка к детскому саду значительное внимание уделяли такие педагоги и методисты, как Л.В. Белкина, Н.Д. Ватутина, Н.Ф.Виноградова, Г.В. Пантюхина, М.Л. Печора, А.С. Русаков и др. Авторы пришли к выводу, что в период адаптации важная роль отводится воспитателю, его умению использовать различные методы и средства, направленные на облегчение процесса адаптации детей.
Несмотря на достаточное количество публикаций по данной теме, проблема поиска эффективных средств адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения остается актуальной в современной педагогике и психологии. Это и определило проблему данного исследования: каковы возможности использования игровой деятельности как средства адаптации детей раннего возраста.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения
Традиционно адаптация трактуется как процесс вхождения в новую для человека среду и приспособление к условиям данной среды. Адаптация является процессом активным, приводящим к результатам позитивным (адаптированность, то есть совокупность полезных трансформаций организма и психики), или же к результатам негативным (таким, как стресс) [4].
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обусловлена тем, что адаптация, связанная с поступлением малыша в дошкольное учреждение, сопровождается переменой социальной ситуации развития. С поступлением малыша в ДОУ происходит большое количество изменений в его жизни: определенный режим дня, новое помещение, в котором много неизвестного, и, соответственно, опасного, отсутствие в течение многих часов родителей, строгие требования к поведению, постоянный контакт со многими сверстниками, иной стиль общения. Все эти изменения происходят одновременно, создавая для малыша стрессовую ситуацию [26].
Дошкольнику положительный опыт адаптации в дошкольном учреждении помогает адаптироваться и в быстроизменяющемся социуме, создает для дальнейшего развития личности ребенка благоприятные предпосылки. В то же время, такого рода ситуация без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д. [бел].
Социальная адаптация дошкольников, по мнению Л.В.Белкиной, представляет собой процесс активного освоения детьми социальной среды, усвоения адекватных форм поведения, направленных на гармонизацию отношений с окружающими и развитие самого ребенка в данной среде [бел]. Сущность адаптации состоит, таким образом, в обеспечении процесса развития личности ребенка.
Как показал анализ литературных источников (Л.В. Белкина, И.С. Ильина, С.Н. Теплюк и др.) можно условно разделить факторы адаптации на две группы – объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка [6;21;40].
В группу объективных факторов входят:
- факторы внешней среды (социокультурные, социально-экономические, экологические особенности региона, в котором проживает ребенок),
- педагогические факторы (программа обучения; особенности личности воспитателя, его стиль общения, компетентность; санитарно-гигиенические условия в ДОУ, материально-техническая база и пр.),
- семья (жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи; социальный статус и уровень общей культуры родителей; стиль семейного воспитания; характер существующих супружеских и детско-родительских отношений),
- группы сверстников (особенности группы ДОУ; характер общения ребенка со сверстниками вне ДОУ).
К числу субъективных факторов относятся:
- состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности детей;
- уровень их адаптационных возможностей.
Отметим, что сложность адаптации организма ребенка раннего возраста к новой деятельности и новым условиям, а также высокая цена, которую организм ребенка платит за успехи в приспособлении, предопределяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации малыша к дошкольному учреждению или, наоборот, мешающих приспособиться к новым условиям адекватно, замедляющих адаптацию.
К основным критериям адаптации, по мнению Л.В.Белкиной, относятся: поведенческие реакции; уровень нервно – психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) [6].
Л.В. Белкина выделяет следующие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду [6]:
1. Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);
- изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) [6].
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно:
- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней;
- ориентировочная деятельность нормализуется в 20 дней;
- речевая активность нормализуется в 30-40 дней;
- эмоциональное состояние нормализуется в 30 дней;
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней [6].
Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) [6].
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев), которая сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения) [6].
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. При этом встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Педагоги-практики, в их числе О. Веннецкая, Р.Кузнецова, М.Григорян, считают, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ,
- наличие у ребенка своеобразных привычек,
- неумение занять себя игрушкой,
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми [8, с.69; 11, с.21].
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Влияние возрастных особенностей детей раннего возраста
на процесс адаптации
Ранний возраст является особым периодом формирования организма и систем, началом развития их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей [30]. Так, в раннем возрасте для детей характерны неравномерность развития и быстрый темп. Периоды медленного накопления чередуются с периодами критическими: с овладением ходьбой связан кризис одного года, кризис двух лет связан с началом развития речемыслительной деятельности, с развитием речи и наглядно-действенного мышления; кризис трех лет связан с начинающимся развитием самосознания малыша. В критические периоды могут наблюдаться эмоциональные расстройства, снижение работоспособности. К числу особенностей раннего возраста относятся также незавершенность и неустойчивость формирующихся умений и навыков. Под влиянием различных неблагоприятных факторов (перенесенное заболевание, стресс) может произойти утрачивание навыков. Для раннего возраста характерны также повышенная эмоциональность; взаимосвязь и взаимозависимость нервно-психического и физического развития детей, состояния их здоровья [30].
Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств - способности к общению, развитие самостоятельности и самосознания и других. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. В возрасте около 18—20 месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. На третьем году, по данным В.С. Мухиной, ребенок уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может [30].
Ребенок в раннем возрасте учится уже многому: он осваивает различные действия с предметами, ходьбу, у ребенка развивается пассивная и активная речь. В раннем возрасте ребенок получает опыт эмоционального общения с окружающими взрослыми, чувствует поддержку и заботу. Все это у малыша вызывает ощущение роста возможностей, а также стремление к активному взаимодействию с новым для него окружающим миром, к самостоятельности. К концу раннего возраста в большей или меньшей степени у ребенка формируется характер, появляется индивидуальное отношение к окружающему миру. Ребенок учится действовать различными способами, у малыша уже складывается отношение к себе [33].
Если маленькой ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. М.В. Гамезо отмечает, что ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого, ребенок эгоцентричен [3].
К.Л. Печора и Г.В. Пантюхина, рассматривая различные аспекты особенностей развития детей раннего возраста и их пребывания в дошкольных учреждениях, отмечают, что часто причиной неуравновешенного поведения малышей, особенно – в период адаптации, бывает неправильная организация деятельности ребенка раннего возраста: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми [33].
Срывы в поведении детей раннего возраста с неокрепшей нервной системой могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [33].
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей [33].
Особого внимания требуют и дети со слабым типом нервной системы. Эти малыши болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей, в первую очередь - родителей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им [33].
По справедливому мнению специалистов, игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям неуверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. При этом особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста таковы, что в разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними [7].
Т.М. Батырева и С.Н. Филиппова, рассматривая оптимальные сроки поступления малышей в дошкольное учреждение, дают следующие рекомендации [4]. До 9-10 месяцев у малышей обычно проявлений тяжелой адаптации не возникает. Это объясняется незрелостью нервной системы, ограниченностью стереотипов поведения. От 9-10 месяцев до 1,5 лет на адаптационные возможности организма отрицательно влияет возникающая привязанность малыша к матери, к близкому взрослому. Примерно после 7 месяцев у малышей при появлении незнакомых взрослых появляется страх. Но уже на 2-м году жизни малыш чужих взрослых начинает бояться меньше. В полтора года для ребенка более характерен не страх по отношению к незнакомому взрослому, а настороженное ожидание, в дальнейшем – застенчивость и смущение при первоначальном знакомстве, продолжающиеся обычно до 2 – 2,5 лет [4].
В связи с этими возрастными особенностями оптимальным является вариант приема детей в дошкольное учреждение не ранее 2 лет, когда у них перед незнакомыми людьми уже нет страха, а привязанность ребенка к матери уже не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Самый лучший возраст для поступления в дошкольное учреждение 3 - 3,5 года. Кроме этого, в указанном возрастном диапазоне имеются и половые различия: для адаптации более благоприятен возраст от 2 лет для девочек. Мальчики привязаны к матери в большей степени, чем девочки, они реагируют на разлуку с матерью более остро, привязанность к ней чувствуют дольше. Поэтому у мальчиков возраст, более благоприятный для адаптации к дошкольному учреждению составляет 2,5 - 3,5 года.
3. Возможности использования игровой деятельности как средства адаптации детей раннего возраста
Исследования в области игровой деятельности детей проводили как зарубежные, так и отечественные ученые, которые отмечают, что игра является основным видом деятельности детей и подчеркивают ее большое значение в воспитании и развитии детей.
Ж. Пиаже большое внимание уделяет так называемой символической игре, ее природе и роли в развитии мышления ребенка. По его мнению, в силу символического характера игровая деятельность обеспечивает переход от сенсомоторного интеллекта, ограниченного пространственно-временными рамками, к репрезентативному и вербальному интеллекту, для которого объектами преобразования выступают символы, модели и знаки. В работах Э. Эриксона игра рассматривается как способ адаптации ребенка к социальному миру, обеспечивающий серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка. М.Мид рассматривает игру в системе средств социализации личности. Игра, по мнению автора, помогает человеку овладеть социально-нормативным поведением принятым в группе [42].
Одной из первых психологических теорий игры, в которой анализируется роль игры в психическом развитии ребенка, является работа К. Грооса «Душевная жизнь ребенка». В общих чертах эту теорию можно определить как «теорию упражнения». Смысл детской игры, по мнению К. Грооса, заключается в усовершенствовании унаследованных инстинктов, придании им гибкости, приспособляемости, которых не хватает врождённым формам поведения [28].
Таким образом, с точки зрения К. Грооса, детская игра может быть рассмотрена как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования, то есть - адаптации.
Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действия вместе со взрослыми или как взрослые. Развивающая игровая деятельность позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности.
Для детей раннего возраста игра – основной способ познания окружающего мира и себя в нем. В процессе развития и воспитания дошкольников игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет большое внимание играм. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Игра, как указывал Д.Б. Эльконин - форма деятельности в условных ситуациях [42].
В принципе, взрослые все, чем занимается малыш (собирает пирамидку, кормит куклу, складывает башенку из кубиков и т. д.), называют игрой. Определение занятий малыша как игровых подразумевает, что ребенок выполняет эти действия, во-первых, по своему желанию, во-вторых, с удовольствием и, наконец, ради процесса, а не результата в общепринятом смысле. При этом каждая игра, несмотря на кажущуюся простоту, имеет, как правило, развивающий эффект [13].
Стремление подражать окружающим взрослым лежит, как указывает Д.Б.Эльконин, в основе развития в раннем возрасте процессуальной игры, как своеобразного вида деятельности [42]. В ходе такой игры ребенок «понарошку», в условном плане, может уже действовать так, как взрослый. Особенностью подобных действий является то, что в них отражается процессуальная составляющая деятельности взрослых, а результат деятельности является воображаемым. Ребенок в процессуальных играх воспроизводит в основном ситуации, в которых сам малыш является объектом воздействий известных ему взрослых (мамы, папы, парикмахера, врача), перенося бытовые реальные действия на персонажи-игрушки (кукол, собачек, медвежат и пр.). Ребенок, как правило, в игре отражает то, что происходит с ним, что он видит вокруг себя, то, о чем малыш узнает в процессе своего развития.
Т.Н. Доронова подчеркивает, что игра — одно из важных средств познания окружающего мира [14]. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра, если она не заорганизована взрослыми, а доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение всесилия и свободы.
В ДОУ воспитателями можно использовать в период адаптации различные игры: игры для снижения у малышей эмоционального напряжения, игры, направленные на знакомство детей группы, на сплочение коллектива, а также приемы ауторелаксации и элементы психогимнастики.
Выводы :
1. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обусловлена тем, что с поступлением малыша в ДОУ происходит большое количество изменений в его жизни: определенный режим дня, новое помещение, в котором много неизвестного, и, соответственно, опасного, отсутствие в течение многих часов родителей, строгие требования к поведению, постоянный контакт со многими сверстниками, иной стиль общения. Все эти изменения происходят одновременно, создавая для малыша стрессовую ситуацию. Такого рода ситуация без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.
2. В раннем возрасте для детей характерны неравномерность развития и быстрый темп. Не рекомендуется отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации. Оптимальным является вариант приема детей в дошкольное учреждение не ранее 2 лет, когда у них перед незнакомыми людьми уже нет страха, а привязанность ребенка к матери уже не сопровождается обостренной зависимостью от нее.
3. Значимость игровой деятельности как средства адаптации детей раннего возраста определяется тем, что для данной возрастной категории игра – основной способ познания окружающего мира и себя в нем. Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрастном периоде. Игровая деятельность детей имеет большое значение для обучения и воспитания, для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования способностей и становления личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »
Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »...
Предметная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Легче всего протекает адаптация у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в ...
Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.
Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...
Использование ресурса музыкально - игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Этот материал будет полезен для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, чтобы создать условия для диалогического общения, атмосферы доверительност и доброжелательности в п...
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...
"Игровая терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
из опыта работы...
Консультация для педагогов«Использование сенсорно-дидактической юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28958704","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом разв...