Учим буквы
консультация на тему

Демидкина Наталия Владимировна

Знакомим ребёнка с буквами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_bukvy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМ    БУКВЫ

Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами. Начнём с гласных букв и, прежде всего с буквы А. Предложите разобрать ребёнку несколько слов: КРАН, ЛАМПА, МАРКА. Все эти слова выложены перед ребёнком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите ребёнка найти в них одинаковые гласные звуки. Он определяет, что это звук [А]. Тогда Вы показываете приготовленную заранее букву А и, рассмотрев её, просите ребёнка заменить во всех словах звук [А] на букву А. Дальше Ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву А вместо соответствующей фишки.

Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребёнка,  – Я. Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребёнку показывают гласные буквы А, У, а затем сразу несколько согласных и он начинает читать: МАМА, ПАПА, РАМА. И ребёнок читает эти слоги и слова довольно легко. Но вот ему показывают букву И или Я – и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается. Ребёнок не может прочесть слова с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать.

Почему? Потому что, читая слоги с буквами И, Я, Ю, Е, Ё, ребёнок впервые начинает читать слоги с мягкими согласными, и оказывается что их нужно читать совсем по-другому. Когда перед ребёнком стоял слог МА, Вы учили его: « Произносим М-м, потом переводим глазки на следующую букву и говорим дальше А-а, получается М-А-МА-МА». Но вот нужно прочесть слог с буквой И. Попробуйте произнести МЬ, а затем перейти к И. У Вас получится МЬИ, а не МИ. Оказывается, для того, чтобы знать, как прочесть согласную в слоге, надо видеть, какая за ней стоит гласная, и в зависимости от этого приготовиться к чтению согласной.

Это очень сложно, если ребёнок сам должен до этого додуматься. Но ведь можно с самого начала учить его так, чтобы затем не возникло никаких осложнений. Научить его чтению тогда, когда он ещё не читает, а продолжает заниматься уже хорошо знакомым ему делом – звуковым анализом слов. Вы предлагаете ребёнку разобрать слово НАДЯ. Это для него уже лёгкое занятие, и он быстро выкладывает: Н-А-Д-А. Да, на конце он ставит тоже букву А, потому что обозначает ею звук ] – последний звук в слове НАДЯ. И тут Вы сообщаете ребёнку первое в его жизни правило русского языка: после мягкого согласного звук [А] обозначается буквой Я. «Букву А после мягкого согласного ставить нельзя, слышишь ты звук [А], а пишешь букву Я» – и Вы показываете букву Я.

Конечно, ребёнок не сразу это правило усвоит, он будет иногда ошибаться, забывая, где и когда какая из букв пишется. Не сердитесь и не огорчайтесь – это действительно не так-то легко запомнить. Терпеливо давайте ребёнку выкладывать слова, в которых есть буква Я после согласного, повторяйте с ним каждый раз это правило, спрашивайте: «А почему ты поставил букву Я? Я слышу здесь звук [А]». Скоро подобные ошибки исчезнут, а важнейшее правило об обозначении мягкости согласных в русском языке будет навсегда усвоено ребёнком.

Точно так же познакомьте ребёнка и с остальными парами: О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е. Правда обратите внимание на то, что буква И обозначает звук [И], но тоже всегда пишется после мягкого согласного.

Вот теперь можно начинать читать. Теперь ребёнок хорошо знает, что буквы Я, Е, Ё, Ю –  это как бы сигналы того, что предшествующую им согласную нужно прочитать мягко. Правда до сих пор он имел дело с цветными фишками, которые сами напоминали о качестве согласного звука – твёрдый он или мягкий, А когда мы заменим фишку буквой... Достаточно ли хорошо усвоил ребёнок те знания, которые мы постарались ему дать?

Чтобы убедиться в том, что можно переходить к чтению, давайте снова поиграем. Достаньте белые фишки, а цветные уберите. Мы усложним игру, уберём те фишки, которые своим цветом подсказывают ребёнку, с каким звуком он имеет дело. Пусть он в этой игре-загадке ориентируется на букву.

Предложите ребёнку сложить из белых фишек и гласных букв слово ЛУК. Это, конечно, очень легко для него. «А теперь,  – говорите Вы, – убери букву У, поставь вместо неё букву Ю и угадай, какое получилось слово». Ребёнок должен воссоздать слово, пока ему неизвестное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Много с буквами хлопот". Учим буквы.

Данный материал-помощь взрослому,желающему познакомить ребёнка с буквами. Педагог,специалист,родитель-каждый найдёт для себя полезную информацию. Игры и упражнения будут интересны детям для качественн...

статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"

В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...

учим буквы, учимся читать

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать,  давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, о...

учим буквы, учимся читать

Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных,...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Консультация для родителей : «Учим буквы, учимся читать» В консультации даются рекомендации родителям, с чего нужно начинать учить ребёнка...

Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа

Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа...