учим буквы, учимся читать
консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_bukvy_statya.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим буквы ,учимся читать
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают?
В основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "витамины" малыш прочитает как "вэ-и-тэ-а-эм-и-эн-ы". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен ребенку. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...
Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия. Букву – мы видим и пишем, а звуки – мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. И на письме мы их обозначаем буквами.
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику?
Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в каком-либо конкретном "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
- Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.
Но самая главная задача взрослого заключается в том, чтобы обучение превратилось в увлекательную, занимательную игру. Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Возникает вопрос. В какие игры можно поиграть взрослому с малышом, чтобы он выучил буквы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Много с буквами хлопот". Учим буквы.
Данный материал-помощь взрослому,желающему познакомить ребёнка с буквами. Педагог,специалист,родитель-каждый найдёт для себя полезную информацию. Игры и упражнения будут интересны детям для качественн...
В каком возрасте лучше начинать учить буквы, читать?
Многие родители задаются этим вопросом, когда же? И многие стремятся научить ребенка читать как можно раньше, уже в 3-4 года. А правильно ли это?Неврологи и физиологи сходятся во мне...
учим буквы, учимся читать
Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных,...
Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...
Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»
Консультация для родителей : «Учим буквы, учимся читать» В консультации даются рекомендации родителям, с чего нужно начинать учить ребёнка...
Учим буквы, учимся читать
В данной статье родителям рассказывается, что такое буква, в какой последовательности стоит изучать буквы и как их учить ....
Консультация для родителей "Учим буквы, учимся читать"
Данная консультация содержит рекомендации для родителей по обучению детей чтению...