Интеллектуально- познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме
Интеллектуально- познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualno.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.
Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.
Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание развитию общих интеллектуальных способностей.
Цель интеллектуального развития детей, это создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.
Педагоги в своей работе должны учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать познавательное содержание образования, осуществлять деятельностный подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального развития детей.
Поэтому в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);
наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;
наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;
творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.
Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей определяются следующие задачи:
Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).
Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.
Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).
Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.
Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст. Воображение признается центральным новообразованием также дошкольного детства. А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического).
В связи с этим одним из приоритетов работы дошкольных образовательных учреждений должно быть стимулирование развития детского мышления, его гибкости и подвижности, формирование творческого воображения как универсальных компонентов познавательных и творческих способностей дошкольников. На это дошкольным образовательным учреждениям целесообразно делать специальный акцент, так как такой подход является одним из путей подготовки будущих «Королевых», умеющих нестандартно мыслить и предлагать оригинальные пути решения сложных научных и технических проблем. Все это требует совершенствования организации работы с детьми и методики обучения, направленных на формирования умственной активности детей, самостоятельности и творчества поисково-познавательного характера.
Педагогам детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.
Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:
- На основе приемов ТРИЗ (круги Луллия, морфологическая дорожка);
- Использованием моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы);
- В процессе проведения развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
- В процессе сенсорного и эмоционально-эстетического («родственное» отношение) восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- Средствами устного народного творчества, особенно сказок;
- Посредством изобразительной деятельности;
- Применением разнообразных нетрадиционных художественных техник рисования, лепки, аппликации;
- Использованием современных нетривиальных изобразительных материалов (шариковый пластилин, масса для моделирования, краски 3 в 1, и др.).
Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.
Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что «фантазеры» не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.
Основным результатом целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.
Условия взаимодействия познавательного процесса предполагает выход на следующие результаты.
Для детей:
- Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
- Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
- Сформированность нравственно-волевых качеств
- Зрелость мелкой моторики рук.
Для родителей:
- Подготовка ребенка к школе.
- Развитие у детей логического мышления.
- Формирование интеллектуально развитой личности.
Для педагога:
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.
Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволит вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы детьми.
Литература
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Т. А. Игнатьева Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности – Феникс, 2005.
Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.
Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая НОД по интеллектуально-познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
"Бросайка "...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...
Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Основой умственного воспитания детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...
Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя
Интеллектуально-познавательное развитик детей старшего дошкольного возраста...
Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный ...