Интеллектуально- познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Интеллектуально- познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualno.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.  

 Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание  развитию общих интеллектуальных способностей.

Цель  интеллектуального развития детей, это  создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.

Педагоги в своей работе должны  учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать  познавательное содержание образования, осуществлять  деятельностный  подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального  развития детей.

  Поэтому в  детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей  определяются  следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст.  Воображение признается  центральным новообразованием также дошкольного детства. А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического).

 В связи с этим одним из приоритетов работы дошкольных образовательных учреждений  должно быть стимулирование развития детского мышления, его гибкости и подвижности, формирование творческого воображения как универсальных компонентов познавательных и творческих способностей дошкольников. На это дошкольным образовательным учреждениям целесообразно делать специальный акцент, так как такой подход является одним из путей подготовки  будущих «Королевых», умеющих нестандартно мыслить и предлагать оригинальные пути решения сложных научных и технических проблем. Все это требует совершенствования организации работы с детьми и методики обучения, направленных на формирования умственной активности детей, самостоятельности и творчества поисково-познавательного характера.

Педагогам  детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.

Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:

  • На основе приемов ТРИЗ (круги Луллия, морфологическая дорожка);
  • Использованием моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы);
  • В процессе проведения развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
  • В процессе  сенсорного и эмоционально-эстетического («родственное» отношение) восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • Средствами устного народного творчества, особенно сказок;
  • Посредством изобразительной деятельности;
  • Применением разнообразных нетрадиционных художественных техник рисования, лепки, аппликации;
  • Использованием современных нетривиальных изобразительных материалов (шариковый пластилин, масса для моделирования, краски 3 в 1, и др.).

Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.

Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что «фантазеры» не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.

           Основным результатом  целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия  познавательного процесса предполагает  выход на следующие результаты.

Для детей:

  • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • Сформированность нравственно-волевых качеств
  • Зрелость мелкой моторики рук.

Для родителей:

  • Подготовка ребенка к школе.
  • Развитие у детей логического мышления.
  • Формирование интеллектуально развитой личности.

Для педагога:

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Создание  модели  интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволит   вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы  детьми.

        

Литература

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Т. А. Игнатьева Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности – Феникс, 2005.

Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.

Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...

Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...