Гендерное воспитание
консультация (младшая группа) на тему

Коровкина Маргарита Ивановна

Что такое гендерное воспитание.

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ, «род») и «гендерное воспитание».

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon гендерное воспитание26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мальчики и девочки - два разных мира»

Что такое гендерное воспитание.

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ, «род») и «гендерное воспитание».

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.

До чего девчонки все же

На мальчишек не похожи:

Ленты, банты, всякий хлам

И секреты по углам.

В. Лейкин

Очень долго, начиная с советских времен, на данную проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети-младенцы, дети-дошкольники, школьники и т.д.

В той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по-разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Малыша учат, что означает быть мальчиком или девочкой, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Как воспитать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек?

 Мальчики и девочки — два разных мира.

Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он — мальчик или девочка. Далее, с 4—5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

Если б я мальчишкой стала,

Я бы тут же перестала

Злиться, вредничать, скучать,

Обзываться, хныкать, спорить,

Маму с бабушкою ссорить

И мальчишек поучать.

В. Лейкин

На первый взгляд кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики или девочки. Но это не так, в 3 года многие малыши не могут четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми в детском саду мы говорим: «Пусть похлопают в ладоши мальчики» — обязательно в ладоши похлопают и несколько девочек, и наоборот.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях, чем у девочек.

Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда становится менее привлекательным, и ребенок лишается возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Часто мы говорим ребенку, осуждая его за какой-либо проступок: «Так мальчики себя не ведут!» или «Ну какая же ты девочка!»

Как же к этому относятся сами дети? А дети не видят в этом ничего плохого. Ну и что такого, что девчонки подрались, ну подумаешь, мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты. Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.Как заметить, что у ребенка еще не сформировалось понимание того, кто он - мальчик или девочка? Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить некоторые признаки, связанные с его поведением:

  • стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их поведению;
  • предпочитает игрушки противоположного пола, может выбирать роли противоположного пола;
  • часто желает изменить свой пол, иногда имя;
  • рассказывай , что бы он сделал как представитель другого пола.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Э. Успенский

Особенности мальчиков и девочек.

Что же делать педагогам и родителям, чтобы полноценно воспитать мальчика и девочку, будущих мужчину и женщину? Прежде всего необходимо знать о них как можно больше, об их психофизических различиях.

Мальчики

Девочки

Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки. Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще.

Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет.

Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе, чем девочки.

С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит. Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость стрессам.

Стремятся к независимости.

Готовы к зависимости.

Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше.

Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых.

Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном.

Любят похвалу в присутствии других детей, родителей. Любят, чтобы ими восхищались.

Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны.

Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов.

Известно, что открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Очень важно общение отца с дочерью, а матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца — проявлению черт женственности удочери. Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя.

В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин — дедушек, дядей и др.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок, ведь они — будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...