Гендерное воспитание
консультация (младшая группа) на тему
Что такое гендерное воспитание.
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ, «род») и «гендерное воспитание».
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гендерное воспитание | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мальчики и девочки - два разных мира»
Что такое гендерное воспитание.
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ, «род») и «гендерное воспитание».
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.
До чего девчонки все же
На мальчишек не похожи:
Ленты, банты, всякий хлам
И секреты по углам.
В. Лейкин
Очень долго, начиная с советских времен, на данную проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети-младенцы, дети-дошкольники, школьники и т.д.
В той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по-разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.
С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Малыша учат, что означает быть мальчиком или девочкой, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Как воспитать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек?
Мальчики и девочки — два разных мира.
Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он — мальчик или девочка. Далее, с 4—5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Если б я мальчишкой стала,
Я бы тут же перестала
Злиться, вредничать, скучать,
Обзываться, хныкать, спорить,
Маму с бабушкою ссорить
И мальчишек поучать.
В. Лейкин
На первый взгляд кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики или девочки. Но это не так, в 3 года многие малыши не могут четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми в детском саду мы говорим: «Пусть похлопают в ладоши мальчики» — обязательно в ладоши похлопают и несколько девочек, и наоборот.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях, чем у девочек.
Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда становится менее привлекательным, и ребенок лишается возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Часто мы говорим ребенку, осуждая его за какой-либо проступок: «Так мальчики себя не ведут!» или «Ну какая же ты девочка!»
Как же к этому относятся сами дети? А дети не видят в этом ничего плохого. Ну и что такого, что девчонки подрались, ну подумаешь, мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты. Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.Как заметить, что у ребенка еще не сформировалось понимание того, кто он - мальчик или девочка? Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить некоторые признаки, связанные с его поведением:
- стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их поведению;
- предпочитает игрушки противоположного пола, может выбирать роли противоположного пола;
- часто желает изменить свой пол, иногда имя;
- рассказывай , что бы он сделал как представитель другого пола.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Э. Успенский
Особенности мальчиков и девочек.
Что же делать педагогам и родителям, чтобы полноценно воспитать мальчика и девочку, будущих мужчину и женщину? Прежде всего необходимо знать о них как можно больше, об их психофизических различиях.
Мальчики | Девочки |
Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки. Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще. | Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет. |
Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе, чем девочки. | С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит. Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость стрессам. |
Стремятся к независимости. | Готовы к зависимости. |
Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. | Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых. |
Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. | Любят похвалу в присутствии других детей, родителей. Любят, чтобы ими восхищались. |
Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. | Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов. |
Известно, что открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
Очень важно общение отца с дочерью, а матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца — проявлению черт женственности удочери. Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя.
В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин — дедушек, дядей и др.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок, ведь они — будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...