Десять шагов к письму
консультация (подготовительная группа) на тему

Чтобы ребенок мог свободно овладеть необходимыми для письма навыками, нужно придерживаться 
определенной последовательности. Для этого разработана система упражнений, которая разбита на 
десять этапов или шагов. Благодаря такой системе работы, у будущего первоклассника постепенно 
сформируются необходимые для письма навыки и, придя в школу, он без особых трудностей будет 
выполнять задачи в прописях.


Шаг 1. Учим ребенка правильно сидеть.

Еще до того, как ребенок начнет овладевать навыками письма, необходимо научить его правильно сидеть. 
Неправильная поза не только навредит зрению и осанке ребенка, но и будет препятствовать формированию 
у него правильных движений, необходимых для письма. Исправить же неправильную позу, когда малыш 
уже привыкнет к ней, не просто трудно, а практически невозможно, поэтому необходимо сразу же приучать 
дошкольника соблюдать следующие несложные правила: сидеть прямо, опираться на спинку стула, 
не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, с упором на пол или подставку (если стул слишком 
высокий), туловище и голову держать ровно, обе руки - на столе, при этом локти выступают за край стола, 
свет при работе падает слева (у левшей - справа).
 
 
Шаг 2. Учим ребенка правильно размещать тетрадь и держать ручку.

От размещения тетради на столе и умения правильно держать ручку зависит не только почерк, но и осанка 
ребенка. Заметьте, левша и правша должны по-разному размещать тетрадь на столе и держать ручку.

Советы для правшей:

• тетрадь следует немного наклонить вправо, чтобы ее нижний левый край был на уровне середины груди. 
Такое положение тетради позволит свободно передвигать руку вдоль строки;
• тетрадь сначала нужно поддерживать левой рукой снизу, а когда страница будет почти заполнена - ​​сверху;

• ручку следует класть на левый бок среднего пальца. Указательным пальцем придерживаем ручку сверху, 
большим - с левой стороны. Все три пальца должны быть слегка согнуты. Указательный палец не должен 
прогибаться. Рука во время письма должна опираться на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 
Указательный палец следует держать на расстоянии 2 см от кончика стержня.

Советы для левшей:

• тетрадь следует разместить ближе к левой руке и немного наклонить вправо;

• ручку нужно брать немного выше - на расстоянии 3-4 см от кончика стержня. Указательный палец нужно 
практически не прогибать. Ручку следует класть вдоль большого пальца. Угла между ручкой и кистью 
практически не должно быть.


Шаг 3. Учим ребенка рисовать прямые линии.

В 5-6 лет, когда начинается подготовка к письму, у детей еще не сформировано понятие «вверх» и «вниз», 
«справа» и «слева», «посередине». Часто, даже придя в первый класс, дети просто не понимают, что 
подразумевает учитель, говоря, например: «округляем вниз и влево». Поэтому сначала ребенок должен 
освоить эти понятия в игре, без графических движений. Далее следует предложить ребенку соединить 
точки по стрелкам в заданном направлении: «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Внимание! 
Необходимо добиваться, чтобы движение действительно начиналось и заканчивалось в заданной точке.
Дошкольник должен научиться различать, понимать и чувствовать, что его рука действительно может 
свободно двигаться в разных направлениях.


Шаг 4. Учим ребенка рисовать параллельные линии.

Не параллельность штрихов - чаще нарушения почерка. К тому же обычно дети не понимают, почему 
они пишут некрасиво, а взрослые не могут им этого объяснить. Добиваться параллельности с помощью 
трафаретов и косых линеек бессмысленно, потому что когда ребенок перейдет к работе на листе без 
разметки, нужно будет осваивать навык заново. Объясните ребенку, что такое параллельные линии, 
покажите, что все вертикальные и косые штрихи необходимо писать только сверху вниз, а горизонтальные – 
только слева на право. Эффективный способ тренировки - штриховка. Для работы выбирайте небольшие 
рисунки, чтобы штриховые линии не были слишком длинными.


Шаг 5. Учим ребенка рисовать полуовалом.

Полуовал - составная часть как печатных, так и письменных букв. Рисовать этот элемент ребенку достаточно 
сложно, поскольку нужно учитывать ориентирование в пространстве и соотношение высоты и ширины. 
При выполнении таких фигур необходимо обращать внимание на положение руки: кисть должна 
опираться только на мизинец.


Шаг 6. Учим ребенка рисовать круги и овалы.

Чтобы круг или овал не превращались в каракули, необходимо выдержать четкую траекторию движения, 
что для ребенка 6-7 лет является достаточно сложным. Поэтому для тренировки навыков полезно 
«раскручивать» и «закручивать» спирали.
Чтобы увидеть и четко понять, чем отличаются круг и овал, полезно рисовать эти фигуры рядом и сравнивать.


Шаг 7. Учим ребенка рисовать зигзаги и прямые.

Нередко ребенок неплохо овладевает написанием отдельных букв, но при попытке написать слово 
первые несколько букв правильные, а вот следующие становятся меньше, изменяется наклон, пропорции. 
Это происходит из-за того, что ребенок не умеет свободно двигать руку вдоль строки, напрягает ее, 
жестко опирается на мизинец или на всю руку.
Чтобы этого не произошло, надо научить ребенка свободно двигать руку вдоль строки. Для этого следует 
выбирать большие графические элементы: «волны», «облака», «дороги с горками». Предложите ребенку 
«проехать широкой дорогой», затем - «узкой тропой». Начинать надо с пунктирных линий, потом - сплошные 
линии, не отрывая руки.


Шаг 8. Учим ребенка различать и писать элементы печатных букв.

Знакомство ребенка с алфавитом рекомендуется совмещать с анализом элементов букв и их соединений, 
конструированием букв из спичек или других материалов.
На этом этапе ребенку необходимо понять, что такое рабочая строка, ее нижняя и верхняя граница, 
срединная линия. Написать даже простейшие и хорошо отработанные элементы печатных букв в рабочей 
строке - новое и достаточно не простое задание для 6-7-летнего ребенка. Овладев конструированием 
печатных букв и усвоив способ их размещения в строке, ребенок легко учится делать то же и с письменными 
буквами.


Шаг 9. Учим ребенка писать печатные буквы.

Чтобы закрепить зрительный образ буквы и избежать механического копирования, полезно выполнять 
задания типа «закончи букву». Точки начала движения и стрелки помогают сформировать правильную 
траекторию движений при письме.
Кроме того, при выполнении таких задач закрепляется зрительный образ буквы, совершенствуется 
система двигательной координации, отрабатывается умение четко выполнять инструкцию, определять 
последовательность действий.


Шаг 10. Учим ребенка писать элементы письменных букв.

Фактически, девятый шаг завершает дошкольный этап подготовки к письму. Следующий, десятый шаг 
следует начинать осваивать только в школе – это дальнейшее совершенствование зрительно-пространственного 
восприятия, зрительно-моторной координации, развитие способностей к анализу и синтезу, произвольной 
регуляции внимания и организации деятельности. Нужно помнить, что для правильного воспроизведения 
письменных букв на листе, ребенку в первую очередь нужно развивать мелкую моторику рук. Сочетая усердие, 
заботу, настойчивость и регулярность занятий, уже вскоре вы увидите, что усилия не пропали даром и хороший 
результат не заставит себя ждать!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Десять шагов к письму"

Статья для родителей о подготовке ребенка к школе....

Десять шагов, чтобы стать лучшими родителями.

Эти шаги помогу родителям стать ближе к своему ребенку, научиться его понимать и принимать....

Памятка для родителей "Десять шагов к письму"

Эффективная система упражнений подготовки дошкольников к письму....

Консультация «Десять шагов на пути к письму»

Консультация для родителей и педагогов.Тема: «Десять шагов на пути к письму»...

Консультация для родителей "Десять шагов на пути к творчеству"

В данной консультации представлены практические советы для развития любознательности, воображения, творческой активности детей. Также материал полезен будет и педагогам....