Памятка для родителей "Десять шагов к письму"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Эффективная система упражнений подготовки дошкольников к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Десять  шагов к письму»

      Для того, чтобы ребёнок успешно освоил необходимые движения и навыки для письма, необходимо соблюдать специально разработанную эффективную систему упражнений  разбитую на десять этапов (шагов).  В этом случае у будущего первоклассника мягко формируются необходимые для письма навыки и, придя в школу, он  без особых проблем осваивает прописи. Остановимся на каждом этапе подробнее.

1.  Как сидеть?                                                                                                                          Еще до того, как ребёнок начнет осваивать письмо, необходимо сразу же приучить дошкольника соблюдать несколько несложных правил, приучающих ребёнка правильно сидеть за столом:

  • Сидеть прямо;  
  • Опираться на спинку стула;
  • Не опираться грудью на стол;
  • Ноги держать прямо, с упором на пол или подставку;
  • Туловище и голову держать ровно;
  • Обе руки  - на столе, при этом локти выступают за край стола;
  • Свет при работе падает слева (у левшей – справа)

2.  Как держать тетрадь и ручку?                                                                                   Следует учитывать, что праворукие и леворукие  дети должны держать тетрадь и ручку по разному.                                                                    

Праворукий ребёнок:

  • Тетрадь должна быть чуть наклонена вправо, чтобы её нижний левый край находился на уровне груди. Такое положение тетради позволяет свободнее передвигать руку по строке.
  • Левая рука поддерживает тетрадь сначала снизу, а когда страница заполняется – сверху.
  • Ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой  - с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты. Указательный палец не должен прогибаться. Рука во время письма опирается на верхний сустав загнутого мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – 2 см.

Леворукий ребёнок:

  • Тетрадь сдвинута к правой руке и наклонена вправо.
  • Ручка берётся чуть выше  (3-4 см от кончика стержня). Указательный палец практически не прогибается. Ручка лежит более плоско вдоль большого пальца. Угол между ручкой и кистью практически отсутствует.

3.  Как рисовать  прямые линии?

  • Сначала ребёнок должен обязательно освоить понятия «верх»,  «низ»,  «право»,  «лево» , «середина» на листе бумаги в игре, без графических движений.
  • Когда он поймёт, что от него требуется, предложите ему соединить точки по стрелочкам в заданном направлении: «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

- - - - - - -  >  ;  < - - - - - -  ;                 ;            

  • Необходимо чтобы движение начиналось и заканчивалось в заданной точке.
  • Дошкольник должен научиться различать , понимать и чувствовать, что его рука действительно может свободно двигаться  в разных направлениях.

4.  Как рисовать параллельные линии?                                                       Непараллельность штрихов – наиболее частое нарушение почерка. Добиваться параллельности при помощи трафаретов и косых линеек бессмысленно – при переходе на письмо без разлиновки надо будет осваивать навык заново.

  • Объясните ребёнку, что такое параллельные линии – ровные  линии на одинаковом расстоянии друг от друга.
  • Объясните  и покажите, что все вертикальные и косые штрихи пишутся только сверху вниз, а горизонтальные – только  слева направо.
  • Самый эффективный прием – штриховка. Для работы  важно подбирать небольшие картинки, чтобы штрих не был очень длинным.

5.  Учимся рисовать полуовалы                                                                                Полуовалы – составная часть как печатных, так и строчных букв. При рисовании этих элементов необходимо учитывать:

  • Ориентировку в пространстве;
  • Соотношение высоты и ширины.                                                                                 При выполнении этих фигур необходимо обращать внимание на положение руки: кисть должна опираться только на мизинец.

6.  Учимся рисовать круги и овалы                                                                                 Чтобы круги и овалы не превратились в каракули , необходимо выдержать чёткую траекторию движения , что для ребёнка 6-7 лет сложно.

  • Для отработки полезно «раскручивать» и «закручивать» спирали.
  • Чтобы увидеть и четко понять различие между кругами и овалами, полезно срисовывать эти фигуры не по отдельности, а рядом,  и сравнивать.

7.  Рисуем зигзаги и прямые  

 Нередко ребёнок неплохо осваивает написание отдельных букв, но при попытке написать слово первые  несколько букв пишутся правильно, а следующие становятся меньше, меняется наклон, пропорции. Это происходит из-за того, что ребёнок не умеет передвигать руку по строке, напрягает её, жестко опирается на мизинец и всю руку. Чтобы этого не произошло, нужно на предварительном этапе научить свободно передвигать руку по строке.

  • Выбираем крупные графические элементы:  «волны», «облака», «дороги с горками».
  • Сначала пробуем «проехать по широкой дороге», потом – «по узкой тропинке».
  • Начинаем с пунктирных линий, а затем учим ребёнка выполнять сплошные линии, не отрывая руки

8.  Различаем и пишем элементы печатных букв

Знакомство с алфавитом рекомендуется совмещать с анализом элементов  букв и их сочетаний конструированием их из спичек и других материалов. На этом этапе ребёнку необходимо понять, что такое рабочая строка, её нижняя и верхняя граница, срединная линия. Освоив анализ и конструирование печатных букв, способ их расположения на строке, ребёнок легко учится делать то же самое с письменными.

9.  Учимся писать печатные буквы

Чтобы закрепить зрительный образ буквы и избежать механического копирования полезно выполнять задания «допиши букву». Точки начала движения и стрелочки помогают сформировать правильную траекторию движений при письме. Кроме того, при  выполнении таких заданий:

  • Закрепляется зрительный образ буквы;
  • Совершенствуется система двигательных координаций;
  • Отрабатывается умение чётко следовать инструкции, определять последовательность действий.

10.  Пишем элементы  письменных букв

Фактически, девятый этап завершает этап подготовки к письму. К следующему, десятому этапу рекомендуется переходить только в школе

Литература:

Подготовлено по публикациям М.М.Безруких «Обучение письму"



Предварительный просмотр:

Формирование грамматических компетенций  и связной речи ребенка

 Для успешного обучения в школе, ребенок, поступающий в первый класс должен:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • уметь правильно использовать предлоги;
  • владеть элементарными навыками словообразования;
  • уметь правильно согласовывать слова в предложении;
  • составлять предложения с заданным словом, по картинке, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
  • составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
  • уметь пересказать сказку или рассказ;
  • иметь навыки ведения диалога.

О языковой среде

Описанные выше навыки формируются не только в ходе специально организованных занятий, но и благодаря окружающей ребенка языковой среде: в результате повседневного общения с взрослыми, прослушанных и просмотренных передач, выбранных взрослыми для чтения произведений.

Следует помнить, что уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой ребенок воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Если у ребенка возникают трудности в рассказывании и пересказывании, он допускает ошибки в грамматическом оформлении фразы, согласовании слов, выборе предлога (возможен пропуск предлогов), то велика вероятность возникновения проблем в школьном обучении, ребенок может допускать ошибки в письменных работах, устных заданиях. Заняться с ним никогда не поздно, даже если ваш ребенок уже учится в начальных классах.

Трудности в устной речи

Чтобы справиться с ними, предлагаю вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения. При моделировании различных игровых ситуаций один и тот же вид работы воспринимается по-разному, а следовательно, более прочными становятся приобретенные речевые навыки.

Для расширения словарного запаса потренируйте ребенка в подборе глаголов и прилагательных к существительным:

  • Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.
  • Предложите ребенку подобрать предмет к действиям:
  • Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д.
  • Мяч - какой? Резиновый, цветной, красивый, большой и т.д.

Дошкольник должен владеть простейшими обобщениями: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т.д.

Важно учить ребенка правильно подбирать антонимы, т.е. слова противоположного значения: веселый - грустный, узкий - широкий, легкий - тяжелый и т.д.

С целью формирования навыков родовой принадлежности попросите ребенка назвать предметы, о которых можно сказать "мой" (мяч, карандаш, лист, цветок и т.д.); "моя" (кукла, книга, кисть, линейка, майка и т.д.). Предложите подобрать слова, о которых можно сказать "он" (стол, шкаф, кубик, нож и т.п.), "она" (лампа, машина, девочка и т.п.).

Работая над согласованием прилагательных с существительными, спросите, о чем можно сказать "зеленый" (лист, пенал, ботинок, карандаш и т.д.); "зеленая" (лента, тетрадь, кофта, шапка и т.д.).

Очень часто встречаются ошибки детей в образовании формы родительного падежа множественного числа. С целью профилактики подобных ошибок можно предложить упражнение "Скажи чего нет": деревья - нет деревьев, окна - нет окон, стулья - нет стульев, куклы - нет кукол и т.д.

Для отработки согласования числительных с существительными попросите ребенка посчитать, например, одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек и т.д. это упражнение можно усложнить, одновременно согласуя числительные и прилагательные с существительным. Например, один резиновый мяч, два резиновых мяча, три резиновых мяча и т.д.

Упражнения по формированию навыков словообразования  разнообразны.

Учите образовывать названия детенышей домашних и диких животных, птиц. Предложите поиграть в игру "Кто у кого": козленок у козы, котенок у кошки, вороненок у вороны, барсучонок у барсучихи, гусенок у гусыни и т.д.

Отработать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно с помощью упражнения "Назови ласково": дом - домик, лист - листик, кошка - кошечка и т.д.; зеленый - зелененький, сладкий - сладенький, узкий - узенький и т.д.

Ребенок должен научиться образовывать качественные и относительные прилагательные от существительных: дом из кирпича - кирпичный, лист березы - березовый, суп из гороха - гороховый, воротник их меха - меховой, сок из вишни - вишневый и т.д.

Наибольшие трудности вызывает у детей образование притяжательных прилагательных: хвост лисы (чей?) - лисий, берлога медведя (чья?) - медвежья, кольцо мамы (чье?) - мамино и т.д.

Ребенок должен уметь образовывать названия предметов, служащих для хранения чего-либо: игла - игольница, конфеты - конфетница, карандаш - карандашница и т.д.

Полезно учить детей образовывать названия профессий: камень - каменщик, музыка - музыкант, учить - учитель, писать - писатель и т.д.

В результате этих упражнений ребенок должен научиться переносить сформированные речевые навыки на новый материал, уметь пользоваться ими в самостоятельной речи.

Правильно составляем предложение

Цель этих упражнений - научить ребёнка грамматически правильно формировать предложение.

Дайте ребенку задание придумать предложение с каким-либо словом. Например "кошка". Если в предложении возникают ошибки, необходимо помочь ребенку исправить их.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Составьте все возможные предложения. На этом этапе очень важно поддержать малыша. Похвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать вместе с вами.

Одно из наиболее сложных заданий - это восстановление искаженных, деформированных фраз. Предложите ребенку составить предложение из беспорядочно расставленных слов, употребленных в начальной форме. Например, прдложите: "Слова рассыпались, сделай так, чтобы они подружились: заяц, под, жить, куст (заяц живет под кустом)".

Знакомимся с предлогами

Ребенок должен понимать пространственное значение предлогов. Поиграйте с ним в такую игру. Возьмите любую игрушку, например обезьяну. Попросите ребенка рассказать о ней: какая она? Обезьянка веселая, озорная, красивая, ловкая, быстрая, коричневая и т.д. (ребенок тренируется в подборе прилагательных к существительным, согласуя их в роде). Что умеет делать обезьянка? Обезьянка бегает, прыгает, играет, ест, лазает и т.д. А теперь скажи, куда спряталась обезьянка? Обезьянка спряталась за шкаф, вылезла из-за шкафа, залезла на шкаф, спрыгнула со шкафа, забралась под шкаф, выглянула из-под шкафа и т.д.

Рассказываем по картинке

Для того чтобы научить составлению рассказов по картинке, попросите ребенка внимательно ее рассмотреть, а затем ответить на вопросы, например, кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий. Затем ребёнок должен самостоятельно составить небольшой рассказ.

Предлагая ребенку серию сюжетных картин, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли ребёнок ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить.

Первоклассник должен уметь определять последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Еще раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ.

 Рассказываем о себе

Серьёзные затруднения испытывают дети при составлении рассказов-описаний и рассказов о событиях из собственной жизни. Это связано с тем, что ребенок имеет небольшой жизненный опыт, только учится планировать самостоятельные высказывания, подбирать речевые средства для выражения мысли. Взрослый должен помочь ему в выборе нужного слова, в составлении плана: с чего начать, о чем рассказать подробнее, чем закончить рассказ.

Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Пересказываем сказку

 Пересказу ребенка также учат, подбирая произведения, доступные для понимания и небольшие по объему. Внимательно прочитав текст, задайте вопросы, касающиеся его содержания, и попросите ребенка ответить на них (как называется сказка или рассказ, какие имена у главных героев, чем начинается, что делают герои произведения, чем оно заканчивается и т.д.).

Прочитав ещё раз, попросите ребенка рассказать о том, что запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности. Пересказ - это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами пересказать основное содержание прочитанного.

Если ребёнок уже умеет читать и делает это неплохо, полезно после прочтения небольшого текста ответить на вопросы с целью выяснения, что понял ребенок. После этого попросите самостоятельно пересказать прочитанный текст.

Отвечая на вопросы, ребенок учится мыслить, формулировать грамматически правильные высказывания, развивает память и внимание.

Стихотворение наизусть!

Заучивание наизусть стихотворений  прекрасно тренирует память. Стихотворения необходимо подбирать от простых к более сложным, от коротких к более длинным. Прочитав ребенку стихотворение, объясните значение непонятных слов, выясните, правильно ли ребенок понял смысл произведения. При заучивании наизусть следует обращать внимание на соблюдение ребёнком норм литературного произношения.

Соблюдая данные выше рекомендации, родители могут оказать своевременную помощь своему ребенку, тем самым создав условия для его успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Шаги любви"

Очень важно в какой атмосфере воспитывается ребенок,что "заложат" в него в раннем детстве и каким будет он во взрослой жизни. Памятка для родителей "Шаги любви" поможет родителям задуматься и избежать...

Памятка для родителей "5 правил письма".

Памятку для родителей "5 правил письма" можно использовать в качестве материала на  информационно-просветительских логопедических стендах,  в качестве сообщений на родительских собраниях и и...

"Десять шагов к письму"

Статья для родителей о подготовке ребенка к школе....

Десять шагов к письму

Чтобы ребенок мог свободно овладеть необходимыми для письма навыками, нужно придерживаться определенной последовательности. Для этого разработана система упражнений, которая разбита на десят...

Памятка родителям «10 шагов, что бы стать хорошими родителями»

Памятка родителям по улучшению взимоотношений с ребёнком...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

Все вышеизложенные правила достаточно просты и эффективны, а их соблюдение позволяет полностью исключить вероятность несчастных случаев с ребенкам во время пересечения даже оживленных транспортных пут...

Памятка родителям Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге

Памятка родителям Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге...