Модель работы со сказками
статья по теме
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим.
Очень важна среда, которую создаёт сказку, и её восприятие ребёнком. Отсюда вытекает необходимость самостоятельно сыграть сказку, прожить её сюжет. Поэтому необходимо внедрять в свою работу современные методики, методы и приёмы, а также создать своеобразную модель по ознакомлению детей с художественным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_raboty_so_skazkami.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель работы со сказками
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим.
Очень важна среда, которую создаёт сказку, и её восприятие ребёнком. Отсюда вытекает необходимость самостоятельно сыграть сказку, прожить её сюжет. Поэтому необходимо внедрять в свою работу современные методики, методы и приёмы, а также создать своеобразную модель по ознакомлению детей с художественным творчеством.
Задачи работы со сказками.
- Нравственно – патриотическое воспитание.
- Воспитание добрых чувств.
- Развитие психических процессов.
- Развитие мелкой моторики.
Темы работы со сказками.
- Сказка и математика.
- Экология в сказках.
- Туристско-краеведческие сказки.
- Осторожные сказки (ОБЖ).
Методы, приёмы, игровые комплексы, развивающие игры в работе со сказкой.
Методика К.Орфа (речевые игры) – развитие фонематического и ритмического слуха.
Методика И.В.Потаповой (штриховка) – развитие синтетического логического мышления, мелких мышц кисти руки.
Методика Л.А.Венгера – формирование умения выделять в сюжете сказки главное, несколькими словами передавать содержание отдельной сцены.
Методика Л.Б.Фесюковой – развитие образного и логического мышления, творческих способностей.
Методика Д.Родари – формирование умения анализировать, рассказывать, развитие творческого воображения.
Игровые комплексы В.В. Воскобовича – интенсивное интеллектуальное развитие.
ТРИЗ – развитие творчества, воображения, умения принимать нестандартные решения.
Игры А.Зака – развитие умственной деятельности.
Дидактические средства Кюизенера – формирование умения считать, измерять, решать задачи.
Развивающие игры Б.П. Никитина – развитие конструкторских навыков.
Игры с логическими блоками Дьенеша – формирование умения сравнивать предметы по одному-четырём признакам.
Коллажи – развитие умения с помощью заместителей понимать и рассказывать сказку по коллажу, обучение правильному звукопроизношению.
Мнемотехника – развитие основных психических процессов, формирование умения преобразовывать абстрактные символы в образы, развитие мелкой моторики.
Карты В.А. Проппа – развитие внимания, сюжетного восприятия сказки, связной речи, обогащение словаря.
Моделирование – расширение представлений о художественных образах сказки, развитие логики мышления.
Моделирование Н.Н.Кондратьевой – обобщение представлений детей о природе.
Мировые головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо» - умение соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязь между ними.
День сказки в детском саду.
Сказка учит добро понимать.
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
УТРО
Сюрпризные моменты для введения детей в сказочный мир:
- На стекле окна группы можно расположить зайца, сделанного из бумаги, с письмом;
- Можно просить детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки;
- Дети в группе могут найти цветик-семицветик с заданиями, разноцветную радугу или шарики из разноцветного сказочного государства;
- Услышать голос волшебного цветка, что вырастила Фея доброты;
- Превратиться в маленьких волшебников;
- Приготовить красивую шкатулку с куклами;
- Дети могут услышать звон колокольчиков за дверью.
Детям можно предложить следующее:
- Принять участие в дидактической игре «Что изменилось в группе»;
- Подготовить выставку книг по сказкам народов мира;
- Участвовать в викторине по сказкам, стихотворным миниатюрам, иллюстрациям из сказок;
- Дети могут сами изобразить сказочных героев из предложенных им природных материалов. Сделать например, черепаху из пластилина и ореховых скорлупок, или аппликацию журавля, используя засушенную листья;
- Предложить послушать музыку;
- Перевоплотиться в сказочных героев;
- Принести в группу «сказочную» шкатулку, в которой хранится «волшебная палочка» и другая сказочная атрибутика;
- В этот день дети могут получить звуковое письмо от одного из героев и отправиться в сказку. Вариант звукового письма:
«Мои маленькие Друзья! Сегодня сказки откроют вам свои волшебные двери, и вы придёте в гости к сказочным героям. С какими удивительными персонажами вы встретитесь, узнаете, отыскав мои подсказки в группе».
Варианты зарядки
- Пробежка на воздухе, оздоровительный бег.
- Игра-превращение (сюжетная гимнастика).
- Пройти, как мишка косолапый, как хитрая лиса…
- Аэробика «зверят» с представлениями по сказке «Теремок».
- Музыкально-ритмическая гимнастика с элементами народных танцев, психогимнастики.
- Свободные движения, имитация действий сказочных героев.
Детям будет интересно преодолевать сказочные препятствия, и выполнять сказочные задания: перепрыгивать через ручеёк с палочкой-выручалочкой, попадать в царевну- лягушку и т.д.
Зарядка в стихах (по сказкам В.Сутеева)
Рано утром по порядку
Дети строятся, ходят.
Мы выходим на зарядку:
Первым Петя-петушок,
Гордо вскинув гребешок –
Важная походка,
Шёлкова бородка –
Очень весело идёт
И пример нам подаёт.
Гляньте, вон два молодца
Ходят парами.
Только вышли из яйца:
И цыплёнок, и утёнок
Чинно парами идут
И от нас не отстают.
Очень узкая дорожка –
Ходят по ребристой дорожке.
Где бы нам поставить ножку?
Друг за дружкою пойдём
И дорожку ту пройдём.
Ой, глядите – три котёнка –
Ходят тройками.
Шаловливых три ребёнка –
Дружно тройкою идут.
За собою нас ведут…
От котят мы не отстанем –
Все за ними в тройки встанем.
Высоко подняли ручки –
Ходят на пятках.
Мышки – бабушка и внучка,
На носочках тише, тише…
Ну, и мы пойдём, как мыши.
А потом ходьбой простой
Ходят обычно
Шли колонною одной.
Но недолго так мы шли:
На болото набрели.
Мы совсем не размышляли,
Прыгают с продвижением вперёд.
А по кочкам прыгать стали:
Кочка, кочка, бугорок,
Ну а вот уж и лесок!
Очень мы развеселились
Бегают.
И бегом бежать пустились!
Как лошадки мы бежали
Бегают «лошадкой».
И колени поднимали!
Тут мы волка увидали,
Бегают врассыпную.
Врассыпную побежали –
По тропинкам, по дорожкам,
Лишь мелькают наши ножки!
Лес остался позади –
Ходят медленно.
Можно медленно идти:
Волк за нами не пойдёт –
Он ведь в чаще лишь живёт!
Останавливаются.
Общеразвивающие упражнения
- Ну-ка зайки выходите:
Лапки, спину разомните.
Лапки выше поднимите
И на солнце посмотрите.
Лапки вниз и потрясите –
И всё снова повторите.
- На спортивную площадку
Приглашаются мышатки.
Эй, мышата, улыбнитесь
Вправо-влево поклонитесь.
- До чего ж капризна кошка!
Рассердилась вдруг немножко:
Спину выгнула дугой
И шипит на нас с тобой!
А потом прогнула спину,
Хвост поставила трубой.
Подобрела наша кошка –
До чего ж она хорошая!
- На дорожку ёжик сел –
Отдохнуть он захотел:
Стал ёж стопы разминать.
Их туда-сюда качать!
- Ой, на травке шелковистой
Вижу Петю- петушка!
Гляньте, мушка и лягушка
Разминают все бока –
По траве катаются:
Тоже закаляются!
Ну-ка, киска, выходи,
Всех на завтрак ты веди!
Ещё надо не забыть:
Лапки детям всем помыть!
- Гляньте, скачут друг за дружкой
Зайчик серый и лягушка!
С них должны пример мы взять,
С ними вместе поскакать!
Подошло время завтрака. Но не всегда легко уговорить детей съесть его. Как можно заинтересовать ребёнка? Необычностью.
Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном» горшочке. Можно прочитать детям потешку:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Манную, манную,
Очень желанную.
Вкусную, нежную.
Очень полезную!
Можно предложить разные варианты завтрака:
- «Завтрак для богатырей».
- «В гостях у Красной Шапочки».
- «Завтрак дружной семьёй».
- «Гостиница для зайчат».
- «Угощенье от Лисички».
- «Сюрприз в ладошку».
- «Дары скатерти-самобранки».
Загадочность, немного интриги поможет воспитателю в этом режимном моменте.
ДЕНЬ
Перед занятиями целесообразно провести игры и игровые упражнения, основанные на сказках.
При этом следует учитывать возрастные особенности детей. Игры и упражнения можно использовать и для индивидуальной работы в тетрадях, для индивидуальной работы в тетрадях, для самостоятельной работы в альбомах.
При ознакомлении ребёнка со сказкой можно использовать различные методы и приёмы.
- Применение метода моделирования.
Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.
Чтобы перейти к моделированию (символическому обозначению героев сказки), сначала необходимо прочитать и побеседовать о содержании, затем ещё раз прочитать и пересказать сказку, и только потом перейти к собственному моделированию, непосредственному пересказу по предложенным признакам – моделям.
Модель сказки «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка, какая? (Большая, жёлтая, круглая.) У репки сверху листики (маленькие, зелёные).
Пришёл дед репку тащить. Дед какой? (Старый, усатый.)
Пришла бабка. Бабка какая? (Старая, на голове платочек.)
А внучка какая? (Маленькая, с бантиком.)
Собачка Жучка какая? (Хвост бубликом.)
Кошка какая? (Серая, мягкая, усатая.)
А мышка какая? (Маленькая.) Что есть у мышки? (Ушки, хвостик.) Хвостик тоненький, как ниточка. И т.д.
Используя моделирование, следует обращать внимание детей на характерные признаки персонажей и при создании моделей должны придерживаться того, что запомнили дети о сказочных героях.
- Использование коллажа.
Коллаж – это учебное пособие, состоящее из листа картона, на который наклеены картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Кажущийся беспорядок и составляет суть коллажа. Главная его задача – соединить, связать все эти изображения и символы в единый сюжет. Таким образом происходит обработка сюжетного метода запоминания. Использование развивающего коллажа способствует развивать у детей психическую активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.
- Мнемотаблицы
удобно использовать в качестве дидактического материала. Мнемотаблица – схема, в которую заложена определённая информация.
На первом этапе дети их рассматривают, разбираются в том, что изображено.
На втором этапе воспитанники перекодируют (преобразовывают) информацию из абстрактных символов в образы персонажей сказки.
На третьем этапе осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Происходит обработка метода заполнения. Можно сделать и графическую зарисовку мнемотаблицы.
Надо помнить: для детей средней и старшей возрастных групп материалы должны быть цветные. Опорными в таблице являются изображения главных героев, но можно отобразить и явления природы. В отличие от коллажа, символы подаются в определённой последовательности.
- Использование карт Проппа.
Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.
Представленные в сказках функции (запрет, появление главного героя, победа, возвращение домой) являются обобщёнными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты-опоры, где каждая из функций обозначена символом, можно использовать и при сочинении сказок.
Такие моменты, как трудные испытания, победа, появление главного героя, вредительство, задача, борьба, используется при ознакомлении со сказками, а некоторые из них (сверхъестественная сила, антигерой, волшебные дары, встреча с дарителем) применяются при творческом сочинительстве.
- Использование метода Монтессори.
Для развития фантазии важна не только окружающая среда, но и её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится.
Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, участвуя в ней прожив её сюжет.
Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказки и станцевать, создать сказочные звуки и запахи.
Большую помощь в этом может оказать Монтессори-материал (пипетки, баночки с зерновыми культурами, мешочки с травами).
Запомнить цепь событий, происходящих в сказке, помогают «кубики времени», разработанные и изготовленные по методу Монтессори. Каждая сторона кубика паредставляет собой своеобразный «кадр» из сказки, эпизода. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий, происходящих в сказке.
- Применение тактильных дощечек.
Эти методы и приёмы следует использовать не только на занятиях, но и в различных режимных моментах, при проведении физкульт минуток, а также при индивидуальной работе с детьми.
ПРОГУЛКА
Как интереснее организовать прогулку по сказкам?
Ещё в группе нужно настраивать детей на прогулку. Можно использовать такой приём: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-то сказочного героя, распознают, чьи они. Затем дети находят этого героя на участке, и он призывает их понаблюдать за природой. Дети с удовольствием наблюдают за облаками, отгадывают, на кого из героев сказки похожи облака, рисуют их очертания на земле, песке, снеге.
- Наблюдение за ветром. Какую сказку он прошептал на ушко? Запах, какого королевства принёс ветер?
- Можно предложить игру «Мы фотографы», где ставится задача: запомнить и описать или нарисовать, то, что увидели дети.
- Предложить детям решить проблемные ситуации: что было бы, если спряталось солнце, вышел из-за куста волк.
- Дети любят играть с песком. Можно построить из песка дом для капризной кошки, лабиринт для злого волка.
- Какая же прогулка без подвижных игр? Игры-эстафеты парами. Пройди той же дорожкой, которой шли Заяц и Ёж из сказки «Палочка- выручалочка».
- Трудовые поручения пройдут интересно и плодотворно, если их назвать «Волшебная метка», «Палочка-выручалочка», «Золушка».
- Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым сказочным героям – это позволяет разнообразить прогулку, делает её насыщеннее и увлекательнее.
Подошло время обеда. Он может быть продолжением утренней сказки. А можно придумать что-нибудь новенькое, оригинальное. Например:
- «В гостях у кролика».
- Что было бы, если…
- Музыкатерапия.
- «Витамины в тарелке».
- «Богатырский обед».
Обед закончен. Подошло время укладывать детей спать.
Возьмём и здесь сказку к себе в помощники. Варианты приготовления детей ко сну.
- Почитать полюбившиеся сказки.
- Послушать музыку, почитать потешки.
- Раскрыть зонтик со снами Оле-Лукойе.
- Помогут заснуть мешочки с запахами «Сон-трава».
- Можно спеть детям одну одну из колыбельных, песен, например: Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок,
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш.
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушки.
- Дети могут переплыть море сказок на морской кровати.
Дети спят, а мы уже думаем, чем их занять, когда они проснутся.
- Игра с одеялом. Например,можно предложить детям игры на развитие воображения «Угадай, на какого героя сказки похоже одеяло».
- Игра с пальчиками рук и ног, сопровождение движений стихотворной формой по сюжетам сказок или действиям героев из разных сказок или действиям героев из разных сказок.
- Хождение по сказочной дорожке. Можно использовать любые дорожки «Цветик-семицветик» и др.
- Контрастные воздушные ванны можно связать со сказкой «Двенадцать месяцев».
Встречается зима с весной. Можно попасть в царство Снежной королевы.
- Дыхательная гимнастика.
- Игры с водой, опыты с водой, связанные со сказками.
Незаметно подходит вечер. Нужно хорошо продумать, что можно предложить детям, чтобы поддержать интерес к сказке!
ВЕЧЕР
Заинтриговать детей и провести вторую половину дня под названием «Тайны сказочного вечера» помогут посиделки со сказочным героем, или нахождение волшебного письма- пожелания, волшебный клубок и др.
- Можно предложить рисунки-фантазии.
- Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «Моя семья» с Красной шапочкой. Игры-забавы на примере сказки «Колобок».
- Драматизация, использование всех видов театра. Игра «без слов» - показать эпизод с помощью мимики и жестов.
- Строительные игры: избушка на курьих ножках, дворец царевны Несмеяны.
- Кроссворды, ребусы, загадки по сказкам народов мира.
- Литературный праздник «Салат из сказок».
День, проведённый в детском саду, подходит к концу, но ещё предстоит встреча с родителями.
Что можно порекомендовать родителям, чтобы работа по этой теме продлилась ещё и дома? Варианты:
- Семейная викторина.
- Предложить родителям прочитать ребёнку одну из сказок народов мира.
- Театр кукол дома.
- Домашнее задание детям: нарисовать, как прошёл день в сказках. А внизу в виде пиктограммы нарисовать своё настроение.
- Создать у себя дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок.
- Пересказ сказки в лицах.
Нет предела направлениям и методам при ознакомлении дошкольников со сказкой.
Представленные рекомендации и технологии помогут коллегам
разумно и творчески использовать все, что предлагалось, выбрать
самое нужное, и сделать все последующие дни по-настоящему сказочными, полезными и незабываемыми для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по ПДД
Презентация. Система работы по знакомству детей с правилами дорожного движения младшего и старшего возраста....
Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»
Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....
Модель «Работа педагога по использованию здоровьесберегающих технологий в работе детьми 3-7 лет»
Модель «Работа педагога по использованию здоровьесберегающих технологий в работе детьми 3-7 лет»...
Модель работы со сказкой
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Модель работы инструктора по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками
Презентация на тему: Модель работы инструктора по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками...
Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...