Сенсорное развитие ребенка в период дошкольного возраста
статья на тему

Перцева Елена Семёновна

Статья рассказывает о периодах развития ребенка с нарушеникем зрения с рождения до 18 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Сенсорное развитие ребенка в период дошкольного детства.

        Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период одна из ступеней в ходе психического развития. В психологии выделяются несколько периодов взросления и индивидуализации ребёнка:

  • с рождения до года – младенческий возраст
  • с года до трёх лет – ранний возраст
  • с трёх до шести лет – дошкольный возраст
  • с шести до десяти лет – младший школьный возраст
  • с десяти до пятнадцати лет – подростковый возраст
  • с пятнадцати до восемнадцати лет – юношеский возраст.

        На каждом этапе формируются определённые психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребёнку на следующий возрастной этап. Изменение психических особенностей ребёнка с нарушением зрения происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры в дошкольном, учёба в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками в подростковом, и профессиональное обучение или подготовка к нему в юношеском. Игры с предметами, учёба влияют на формирование познавательных процессов: внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление.

        Так, период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В процессе сенсорного развития создаётся целостный образ предметов и явлений, который возникает из отдельных качеств предмета, отражаемых мозгом, но не сводится к их механической рядорасположенности или сумме. Поэтому, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и в то же время имеет самостоятельное значение. Развитие сенсорных функций у детей определяется сочетанием трёх основных факторов:

а) созреванием анализаторной системы;

б) накоплением знаний и жизненного опыта в процессе пространственной ориентировки;

в) формированием и упрочением системы рецепторных действий.

        В свою очередь, сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлени и направлено на то, чтобы научить дошкольников точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладениями разного видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков, что особенно важно для ребёнка имеющего тот или иной дефект.

        Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др. Для детей создавались различные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.

        Так,теоретические основы системы сенсорного развития детей дошкольного возраста заложены в исследованиях А. В. Запорожца (1941 г.), В. П. Зинченко (1962 г.), А. П. Усовой (1964 г.), Н. П. Сакулиной (1966 г.), Л. А. Венгера (1969 г.), Б. Г. Ананьева (1980 г.) и др.

        В своих исследованиях А. В.Запорожец писал, что человечество выработало систему ориентирования, меток, позволяющих в процессе восприятия проанализировать, выделить и определить объект и найти ему соответствующее место в классификационном ряду среди других.

        В свою очередь Л. А. Венгер (1969 г.), В.С. Мухина (1971 г.), Н.А. Ветлугина (1959 г.) говорили, что сенсорное развитие дошкольника включает в себя две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир. Таким образом, они раскрыли механизмы усвоения детьми  системы сенсорных эталонов, обеспечивающих овладение системой чувственных признаков реальной действительности .

        Кроме того, А. В. Запорожец (1971 г.) подчёркивал значение тесного взаимодействия между усвоением систем сенсорных эталонов и формированием обобщённых способов обследования предметов. Чем универсальнее  функциональные возможности сформированного образа, тем большую роль он может сыграть в умственном в первую очередь сенсорном развитии ребёнка .

        Как показано Н. Н. Подъяковым (1969 г.), процесс продуктивной деятельности развёртывается в определённой последовательности – одни части объекта могут быть воссозданы только на основе  и после создания других частей. Для правильного воспроизведения образа предмета ребёнку необходимо мысленно воспроизвести, проанализировать его части в адекватной последовательности.

        Для этого необходимо наличие умений у детей обследовать внешние признаки и свойства предмета. Необходимо научить ребенка выделять соответствующие параметры, по которым развертывается процесс анализа и синтеза этих признаков и свойств .

        Тесная связь умственного развития с сенсорным обуславливается тем, что сенсорное развитие осуществляется в процессе различных видов детской продуктивной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, бытовой и т.д. Все эти виды детской деятельности осуществляются при активном участии сенсорных процессов, входящих в умственную деятельность. Начиная с простейших аналитико–синтетических перцептивных действий с предметами, ребенок постепенно идет к развитым обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков и свойств предмета, а затем уже к созданию целостного образа предмета, становящегося основой для мыслительных действий и операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста.

В мире существует огромное количество предметов и явлений. Все они обладают разнообразными признаками, и ребенок сталкивается с этим многообразием форм, красок и других свойств предметов. Для успешног...

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой....

Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...