СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
статья на тему
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senzitivnye_periody_psihicheskogo_razvitiya_rebenka_rannego_i_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.
Основные закономерности развития:
1. Неравномерность и гетерохронность:
o Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
o Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую. Эффект накоплений изменений с возрастом. Кумулятивность отражает постепенные количественные изменения развивающихся свойств ребенка, придавая ребенку индивидуальные черты, со временем накапливаясь, они трансформируются в качественные изменения.
5. Дивергентность-конвергентность
o Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
o Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.
Сензитивный период - (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.
Отечественные психологи не раз подчёркивали значение сензитивных периодов в развитии детей.
Так, Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли... оптимальными сроками обучения». Поддерживая идеи Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего - в аналитической деятельности мозга. Их существование предполагал K. Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) одним из главнейших принципов дидактики». Б.Г. Ананьев очень точно замечает: «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».
Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.
Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Общая характеристика сензитивных периодов:
- Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
- Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
- период особой чувствительности и психических отношений;
- сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
- период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
- страсть и приверженность;
- проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
- интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
- временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»;
- этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным спадом интенсивности.
Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни). Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления:
- В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи; они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
- В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли,но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
- В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
- В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.
- В возрасте 3.5 - 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков - буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.
- в возрасте 4 - 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.
-в возрасте около 5 лет: ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет. Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, ведь у него изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему. Соблюдение первого позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами и в отношении людей к предметам. Соблюдение порядка во времени дает возможность осознать собственный ритм дня, т.е. запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Соблюдение порядка в поведении взрослых по отношению к ребенку заключается в наличии следующих аспектов: требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения, соблюдаться самими взрослыми, а также быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста....
статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".
Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мало изученным является вопрос о Интеллект — это прижизненно формирующаяся система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды и успешное решени...
Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"
quot;Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"Консультация для педагогов раннего и младшего возраста...