Статья на тему «В детский сад с улыбкой»
статья (средняя группа) на тему

Добролюбова Татьяна Васильевна

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

 

 

Статья на тему «В детский сад с улыбкой»

(Адаптация ребенка к условиям ДОУ).

 

 

Составитель: Добролюбова Татьяна Васильевна

воспитатель

Кронштадт

2015 год

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Термин "адаптация" означает приспособление.

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У каждого малыша есть потребность сообщить, что у него  «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Итак, что могут знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к. каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

 

Уважаемые родители, помните:

 - любите своего ребенка таким, какой он есть;                                                                     - радуйтесь своему ребенку;                                                                                                          - разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;                                           - слушайте ребенка, не перебивая;                                                                                             - установите четкие и определенные требования к ребенку;                                                     - не устраивайте для ребенка множество правил;
 - будьте терпеливы;
 - каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;                                           - поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
 - чаще хвалите ребенка;                                                                                                               - поощряйте игры с другими детьми;                                                                                             - интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в д/с.                                       - не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии                     ребенка;
   - помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
   - прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к    условиям ДОУ;
   - посещайте групповые собрания.
 

Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. Через игру ребенок  получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами  и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, способствующих успешной адаптации:

 

Игра «Разговор с игрушкой»

        Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

      Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

 

ИГРА «Наливаем, выливаем, сравниваем».

        Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

        Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки. Пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндера-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

          Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода успокаивает и расслабляет. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:

  • взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;
  • собрать одной рукой, например, бусинки, а другой -  камешки;
  • приподнять как можно больше предметов на ладонях.

 

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

       Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

В силах родителей и педагогов сделать жизнь ребенка счастливой и насыщенной. Мамы и папы запаситесь терпением и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Взаимодействие детского сада с родителями"

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение...

Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового ...

Статья на тему: "Cотрудничество детского сада и семьи"

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проблема взаимоотношений родителей и детского сада всегда была одной из важных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значе...

Статья на тему: "Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования"

Как ребенку познать закономерности и явления окружающего мира с помощью метода экспериментирования....

Статья по теме: создание детских учебно-игровых проектов

в рамках музейно-педагогической программы Федерального государственного учреждения культуры Русский музей " Мы входим в мир прекрасного"...

Адаптация ребенка в детском саду. Статья для родителей «В детский сад с улыбкой».

Адаптация ребенка в детском саду. Статья для родителей «В детский сад с улыбкой»....

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «В детский сад с улыбкой»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "В детский сад с улыбкой"...