Сочиняем сказки
статья по теме

Даньшина Марина Юрьевна

Как помочь ребенку сочинять сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочиняем дидактические сказки

В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Т.е. учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/89122046.jpg

Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».

Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели.

 

Ярким примером одной из таких дидактических сказок Толстого является произведение «Муравей и голубка».

Муравей подполз к ручью  пить. Волна набежала и чуть его не потопила.

Голубка несла ветку: она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку.

Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил  сеть и хотел поймать  голубку.

Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу.

Охотник охнул и уронил сеть.

Голубка вспорхнула и улетела. 

 

 Серия сказок Пиркко Коскимиес и Майи Линдген о Зайчишке-Пушишке может послужить для вас источником вдохновения или просто  материалом для рассказывания и чтения детям. В этих познавательных сказках рассказывается об удивительных приключениях маленького зайчишки. Вот небольшой характерный отрывок из одной сказки: «Пришла осень. Прямо из земли начали выпрыгивать грибки. Сначала маленькие, они потом вырастали в большие и сочные. Красные, желтые, коричневые листья разукрасили деревья. Большинство птиц собирается лететь на юг. Они прилетели попрощаться. Остающиеся зимовать птички, Пушишка и белочка Курре желают им: «Счастливого путешествия! Прилетайте весной назад!»»http://shkola7gnomov.ru/upload/image/Zaichik_Pyshishka8.jpg

Говоря о дидактических  сказках, нельзя не упомянуть и о коротких увлекательно-познавательных произведениях Г.Н. Юдина. Его тексты содержат множество сведений про электричество, часы, водолазов, о животных и растениях; в них рассказывается, у кого какие уши, глаза, хвосты, языки, кто из насекомых, птиц и зверей в каком доме живёт.
 

Сказка «Свинья в гостях»

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в  саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и  даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и  свекла в сахаре, и смородина в  стакане, сок сливовый, а себе – сосисок  нажарила с салом.

Пришла  свинья, даже “здравствуйте” не сказала, влезла в  сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью  посолила и съела  ее вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

– Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…

– Совести у тебя нет, – рассердилась собака. – Свинья, ты, и есть свинья!

Сейчас  же убирайся отсюда!

И с тех пор собака на свинью сердита. (Г.Юдин)
  

Помните известный советско-японский мультфильм «Приключения пингвинёнка Лоло́»? Из этого чудесного мультфильма о пингвиненке Лоло и его подружке Пепе дети узнают в интересной и доступной форме о жизни пингвинов и других животных Антарктиды и суровой природе крайнего Севера.  
 
http://shkola7gnomov.ru/upload/image/%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE.jpg

Упражняемся в сочинении сказок

Вы сами тоже можете придумывать сказки, которые помогут вашему  малышу усвоить названия цветов, выучить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно. 

Иногда придуманные  истории возникают спонтанно. Мама, видя, что её сын или дочь никак не может научиться различать цвета, берет лист бумаги, простой карандаш, краски и начинает рассказывать: «Жила-была одна добрая старая книжка. Картинки в ней были скучными, черно-белыми. Высоко-высоко в сером небе светило белое солнышко (рисуем простым карандашом солнышко) Трава и деревья были черными (рисуем). А речка непонятного мутного цвета (рисуем). Очень грустила книжка, что не может порадовать своих читателей разноцветными картинками. Однажды книжку положили рядом с коробкой красок (кладем рядом краски). Взмолилась книжка: «Милые краски! Сделайте, пожалуйста, мои картинки веселыми! Раскрасьте их в разные цвета!» Согласились краски и принялись за дело. Только никак не могли договориться, кто что раскрашивает (показываем, как краски толкают друг друга). Может, поможешь им разобраться?» В ходе такой обучающей сказки раскрывается смысл и важность выполнения игрового задания.

Чтобы научиться  сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок» и т.п.), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием. Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка. 

Ну что ж, давайте попробуем сочинить свои дидактические сказки. Выбираем, например, тему «Что нужно растениям для жизни» и сочиняем свою дидактическую сказку по сюжету общеизвестной сказки «Каша из топора».
 

Как зайчонок морковку вырастил

Очень любил зайчонок морковку кушать, и решил он свою морковку посадить. «Чего проще! - думает  он. – Положу семена в ящик, и вырастет у меня большая морковка». День ждал, два ждал – не видно морковки. Решил зайчонок узнать у сосны, почему она такая большая выросла? «А меня земля питает», - ответила сосна. Зайчонок накопал землицы, положил ее в ящик, посадил туда семечки и стал ждать. А семечки всё не растут. Опять спросил Зайчонок сосну: «Сосна-сосна, а почему ты такая большая?». «А меня дождик поливает», - ответила сосна. Набрал Зайчонок в лейку воды и полил свои семечки. Но опять не растет морковка. А сосна шепчет: «Меня еще солнышко греет». Подставил зайчонок ящик с семечками под солнечные лучики. И вскоре появились первые зеленые росточки и стали расти. А внизу, в земле красная морковка виднеется. К концу лета у зайчика такая большая и сладкая морковка выросла – объедение! Оказывается, даже маленькой семечке, чтобы вырасти, нужно солнышко, вода и земля.

В качестве закрепления можно предложить ребенку вырастить  в домашних условиях укроп, петрушку, лук, морковку. 

Теперь сочиним сказку о геометрических фигурах на основе сказки про трех поросят.

Домик для Круга, Треугольника и Квадрата

Жили-были Круг, Треугольник и Квадрат. Они часто спорили, кто из них важнее. «Без меня, - говорил Круг, - ни одна машина не поедет: колеса-то - круглые!». «А из меня, - не отставал Квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им Треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они, спорили, пока не наступила осень. Холодно стало Кругу, Треугольнику и Квадрату, и решили они построить себе домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У Квадрата дом был квадратный и без крыши. Когда шел дождь, Квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились Круг, Треугольник и Квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника - крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике. Тебе понравилась сказка? Тогда возьми карандаш и попробуй нарисовать их домик (или, если вы заранее заготовили детали домика, вырезав их из картона, можно предложить ребенку собрать их). 
 

О чем еще можно  сочинить сказки?

  • О природе и природных явлениях (дождь, снег, солнце, водоворот воды в природе и т.п.).
  • О взаимоотношениях с людьми и правилах поведения.
  • О растениях (цветах, овощах, фруктах, грибах и т.п.).
  • О животных (зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.).
  • О математических понятиях (цифрах, геометрических фигурах и т.п.).
  • О буквах (на что похожи буквы, какие слова начинаются на эти буквы).
  • О профессиях, транспорте, мебели, одежде и т.д. 
     

                                                                                                                       Даньшина М.Ю.



Предварительный просмотр:

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Даньшина Марина Юрьевна.

Детский сад МБДОУ №16 «Чебурашка.

 «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не

поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны

 ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»

 Л. Токмаков

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных

проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих

закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из

самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь выполняет важнейшие

социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,

определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для

развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей.

Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию,

устанавливает контакт с ним.

Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений,

формирование которых у дошкольников, с одной стороны, определяются развитием общения, а с

другой стороны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности, заключающееся в ис-

пользовании языка для коммуникации. Дошкольный возраст – возраст интенсивного

формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не

маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет

художественная литература. Художественная литература служит могучим, действенным

средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах

художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир

человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и

дает ребенку пре- красные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по

своему воз- действию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах

улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают

 перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,

живыми и образными выражениями, сравнениями. В.Г. Белинский считал, что «книги, которые

пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его

сторон».На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи

указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С.

Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев и др.). Знакомство ребенка

 с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен,

затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная

направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных

произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные

ему. Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребе- нок,

изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно

объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит

его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и

стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные

верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эсте- тик; оно, наконец, дает такие

логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку

ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый

результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который

«не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему

методу». Е.И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в

развитии речи ребенка. Она пишет: «Язык – продукт и орудие общественности. Он возникает из

потребности человека в общении с другими людьми. Он возникает из потребности чело- века в

общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о

планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития

его языка. Литературное произведение выступает совершенным образцом связной

контекстной речи. На это в свое время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что в

литературном произведении ребенок встречается с лучшими формами родного языка, выра-

ботанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств

многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются

народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения современной

отечественной и зарубежной литературы для  детей. О.С.Ушакова отмечает, что

художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир

человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,

обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее

воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об

окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать

форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет

жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если

ребенок к нему подготовлен. По мнению В.В.Гербовой значение художественной

литературы для усвоения грамматики родного языка, указывая на то, что средствами

художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически

осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает

много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача

подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному

обучению является правильная, хорошо развитая речь. Словарь – один из компонентов речевого

развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития,

поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено

и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу

накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной

стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны

мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций

анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а,

следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком

хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное раз-

витие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.Взрослые

должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился

самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял

ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка

нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые

слова. В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным

словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот

период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате

приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок

его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белинский В.Г. Избранные педагогические произведения. – М.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез.

 5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005..

 6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009

 7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Я сочиняю сказки"

Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздается обобщенное изображение мира и человека; выделяется несколько разновидностей жанра: волшебная с...

Доклад из опыта работы" Обучаю детей сочинять сказки"

Этот доклад я готовила для районного семинара....

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...

Сочиняем сказки" Сказки маленькой Феи"

Взрослые и дети любят сказки.Сказки учат нас добру и прилежному труду .В мире сказок ребенок может проявить свой талант играя в любую роль, развить творческие способности, полюбить своих сказочных гер...

Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...