Предупреждения ошибок чтения и письма.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Лысенко Вера Вячеславовна

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка.

Впервые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звук. Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов.

Рассмотрим основные виды нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_oshibok_chteniya_i_pisma.pptx67.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предупреждение ошибок чтения и письма.

Слайд 2

Возрастное косноязычие Л: й-ль-л ( йампа - лямпа - лампа) Р: й - ль-л-р ( йиба – либа – лыба - рыба) С: ть - сь-с ( тянки - сянки - санки) Ш: ть - сь-с-ш ( тюба – сюба – суба – шуба) Ц: ть - сь – ц ( тяпля – сяпля – цапля)

Слайд 3

Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков . Возраст появления звуков (в годах) 1 -2 2 -3 3 -5 5 -6 Звуки А, О, Э, П, Б, М. И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Л, Р.

Слайд 4

Основные виды нарушений звукопроизношения. Полное отсутствие звука ( ыба вместо рыба). Полная замена одного звука речи другим (звук Р на звук Л, звук Ш на звук С). Искаженное произношение звука («картавое»Р, хлюпающие, межзубное произношение звуков – патология в любом возрасте).

Слайд 5

Основные причины мешающие ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха). Выраженные дефекты в строении речевых органов ( губы, зубы, челюсти, языка, мягкого и твердого неба). Недостаточная подвижность губ и языка.

Слайд 6

Разнообразные замены в группе сонорных согласных. Р – Л, г л ачи – грачи л едиска – редиска; Р-Й, го й ка – горка; Й – Ль, сара ль – сарай.

Слайд 7

Звуковые замены в группах рано появившихся звуков. П –Б, почка – бочка; Д – Т, д ачка – тачка ; К –Г, кости – гости; Ф – В, Фаня - Ваня ; С – З, суб – зуб; С – Ш, с ар – шар .

Слайд 8

Дети на слух не различают акустически близких твердых и мягких согласных. П-Пь , пальцы-п я льцы; М-Мь , мышка-м и шка; Т-Ть , тапки- т я пки; Н-Нь , нос- нес; Р-Рь , круг-крюк; Б-Бь , прибывает- прибивает; Д-Дь , дымка-Димка; С-Сь , осы-оси; Л-Ль , угол-уголь.

Слайд 9

Все звуковые замены впоследствии перейдут в буквенные замены при письме. Причины всех звуковых замен – недоразвитие фонематического слуха!

Слайд 10

Группа ошибок при письме. Не может определить звуковой состав слова Пропуски букв в словах (« лто » вместо лето); Вставка лишних букв (« стлол – стол); Перестановка букв (« вебра » –верба); Определение слогового состава слова Пропуски слогов в словах (« гова »-голова); Вставка лишних слогов (« гололова »); Перестановка слогов (« мотолок »- молоток); Определение количества слов в предложении Слияние нескольки слов в одно слово (« детиигралинаулице »); Разделение одного слова на части (« у тюг , о кно »). Причины этих ошибок – недоразвитие фонематического восприятия!

Слайд 11

Упражнения для предупреждения ошибок при чтении и письме.

Слайд 12

Упражнения в анализе предложения. Определить количество слов в предложении и их последовательность. Придумывание ребёнком предложений состоящих из определенного количества слов. Составить предложение из предложенных слов.

Слайд 13

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Определить количество слогов в слове и их последовательность. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. Составление слов из слогов.

Слайд 14

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов. Определить количество звуков в слове и их последовательность. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....

Роль игры в предупреждении ошибок чтения и письма у дошкольников.

        Как подготовить ребенка к обучению грамоте, к предупреждению ошибок чтения и письма? У детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность и спутник детства...

Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие.

Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошко...

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.

Упражнения на развитие зрительного гнозиса помогут ребенку избежать ошибок письменной речи....

Презентация игр по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников на логопедических занятиях.

В презентации представлены дидактические игры, направленные на развитие всех фонематических процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников старшей и подготовительной групп. Своевременное...