Предупреждения ошибок чтения и письма.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка.
Впервые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звук. Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов.
Рассмотрим основные виды нарушений звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_oshibok_chteniya_i_pisma.pptx | 67.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастное косноязычие Л: й-ль-л ( йампа - лямпа - лампа) Р: й - ль-л-р ( йиба – либа – лыба - рыба) С: ть - сь-с ( тянки - сянки - санки) Ш: ть - сь-с-ш ( тюба – сюба – суба – шуба) Ц: ть - сь – ц ( тяпля – сяпля – цапля)
Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков . Возраст появления звуков (в годах) 1 -2 2 -3 3 -5 5 -6 Звуки А, О, Э, П, Б, М. И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Л, Р.
Основные виды нарушений звукопроизношения. Полное отсутствие звука ( ыба вместо рыба). Полная замена одного звука речи другим (звук Р на звук Л, звук Ш на звук С). Искаженное произношение звука («картавое»Р, хлюпающие, межзубное произношение звуков – патология в любом возрасте).
Основные причины мешающие ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха). Выраженные дефекты в строении речевых органов ( губы, зубы, челюсти, языка, мягкого и твердого неба). Недостаточная подвижность губ и языка.
Разнообразные замены в группе сонорных согласных. Р – Л, г л ачи – грачи л едиска – редиска; Р-Й, го й ка – горка; Й – Ль, сара ль – сарай.
Звуковые замены в группах рано появившихся звуков. П –Б, почка – бочка; Д – Т, д ачка – тачка ; К –Г, кости – гости; Ф – В, Фаня - Ваня ; С – З, суб – зуб; С – Ш, с ар – шар .
Дети на слух не различают акустически близких твердых и мягких согласных. П-Пь , пальцы-п я льцы; М-Мь , мышка-м и шка; Т-Ть , тапки- т я пки; Н-Нь , нос- нес; Р-Рь , круг-крюк; Б-Бь , прибывает- прибивает; Д-Дь , дымка-Димка; С-Сь , осы-оси; Л-Ль , угол-уголь.
Все звуковые замены впоследствии перейдут в буквенные замены при письме. Причины всех звуковых замен – недоразвитие фонематического слуха!
Группа ошибок при письме. Не может определить звуковой состав слова Пропуски букв в словах (« лто » вместо лето); Вставка лишних букв (« стлол – стол); Перестановка букв (« вебра » –верба); Определение слогового состава слова Пропуски слогов в словах (« гова »-голова); Вставка лишних слогов (« гололова »); Перестановка слогов (« мотолок »- молоток); Определение количества слов в предложении Слияние нескольки слов в одно слово (« детиигралинаулице »); Разделение одного слова на части (« у тюг , о кно »). Причины этих ошибок – недоразвитие фонематического восприятия!
Упражнения для предупреждения ошибок при чтении и письме.
Упражнения в анализе предложения. Определить количество слов в предложении и их последовательность. Придумывание ребёнком предложений состоящих из определенного количества слов. Составить предложение из предложенных слов.
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Определить количество слогов в слове и их последовательность. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. Составление слов из слогов.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов. Определить количество звуков в слове и их последовательность. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Виды работ по дислалии,дислексии...
Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....
Роль игры в предупреждении ошибок чтения и письма у дошкольников.
Как подготовить ребенка к обучению грамоте, к предупреждению ошибок чтения и письма? У детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность и спутник детства...
Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие.
Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошко...
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
Упражнения на развитие зрительного гнозиса помогут ребенку избежать ошибок письменной речи....
Презентация игр по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников на логопедических занятиях.
В презентации представлены дидактические игры, направленные на развитие всех фонематических процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников старшей и подготовительной групп. Своевременное...
Методическая рекомендация по предупреждению ошибок чтению и письма у детей логопедической группы
Предупреждение ошибок при чтении и письма...