Воспитание в детях самостоятельности
статья (средняя, старшая группа) на тему

Иванова Юлия Леонидовна

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_vospitanie_v_detyah_samostoyatelnosti.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание в детях самостоятельности

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Первые проявления потребности в самостоятельности обнаруживаются в утверждении малыша «Я сам!», что свидетельствует о качественном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, о растущей позиции ребенка как субъекта реализации своих интересов и желаний.

В этой изменяющейся позиции дошкольника, утверждающей «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира. Овладевая новыми умениями, убеждаясь в своих возможностях, дошкольник становится все более активным в деятельности, а самостоятельность становится личностным качеством. Поэтому очень важно не затормозить такие тенденции в поведении ребенка, всячески поддерживать и развивать их.

Первые трудовые действия малыша связаны с самообслуживанием, которое является для него процессом, заключающим в себе немало трудностей, преодоление которых вызывает радость: «Я сумел сам!», «Я научился!», «Я – молодец!» Постепенно овладевая разными трудовыми процессами, ребенок все больше начинает чувствовать свою умелость. Он отказывается от помощи взрослых и все чаще просит: «Научите меня самого!», то есть выражает потребность в проявлении самостоятельности.

Однако нередко под «нажимом» взрослого, которому некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами, колготками, и гораздо легче одеть его, чем научить, терпеливо относясь к неумелым действиям, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта действий педагога или родителей. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: дошкольник начинает чувствовать свою беспомощность, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, проявлению волевых усилий.

В отношении родителей к стремлению дошкольника действовать самостоятельно отмечается наличие двух крайних позиций: разрешающей и запрещающей.

Разрешающая (подбадривающая) позиция взрослого побуждает ребенка к активным действиям. У него формируется чувство уверенности в своих возможностях, которое позже перерастает в ответственность за свои действия и поступки.

Запрещающая позиция взрослого оказывает тормозящее воздействие, развивает беспомощность.

Приведем пример. Мать моет посуду. Дочка просит: «Я тоже хочу мыть!» Подбадривающая позиция матери выражается в удовлетворении этого желания, несмотря на ее опасения (разбить посуду, намочить платьице и т. д.). Запрещающая позиция проявляется в категорическом отказе.

В этом примере отчетливо наблюдается потребность ребенка в проявлении «собственной компетенции» и о поведение родителей как стимуляторов этой компетенции. У ребенка, встречающегося с положительным характером стимулирования компетенций, постепенно будет крепнуть чувство уверенности в своих силах, тогда как под влиянием отрицательного характера стимулирования компетенции уверенность в себе теряется или вообще не вырабатывается.

При переходе ребенка от раннего к дошкольному детству необходимо постепенно изменять методы воспитания: вместо прямого побуждения взрослым отдельных действий малыша ведущими должны становиться методы, которые поддерживают его стремление освободиться от опеки взрослого, одобряют любую попытку проявить самостоятельность, ставят его в условия выбора содержания и средств реализации своих интересов. Вместо предложений «сделай так», «принеси», «положи» и т. д. используется положительная оценка попыток ребенка действовать самостоятельно, поддержка его решений.

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется возможностей для воспитания самостоятельности. Детское «Я сам!» наполняется новым содержанием: «Я умею сам, поэтому должен сам», «Я обязан делать сам то, что умею», «Я научусь делать сам то, что умеют другие».

Так самостоятельность постепенно становится личностным качеством ребенка старшего дошкольного возраста. Финал этого процесса проявляется во взрослые годы – из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для родителей "Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании"

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,...

Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании

Воспитание удетей самостоятельности в самообслуживании....

«Воспитание у детей самостоятельность в самообслуживании».

Самостоятельность - это ценное качество, которое  воспитывается с раннего детства. Каждому знакомо  стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз...

«Воспитание у детей самостоятельность в самообслуживании».

Самостоятельность - это ценное качество, которое  воспитывается с раннего детства. Каждому знакомо  стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз...