«Воспитание у детей самостоятельность в самообслуживании».
статья
Самостоятельность - это ценное качество, которое воспитывается с раннего детства.
Каждому знакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него колготки, кормить. Задача взрослых развивать активность детей, направлять ее в нужное русло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_samost-t.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
тема: «Воспитание у детей самостоятельность в самообслуживании».
Подготовила:
воспитатель Агапова Т.В.
Самостоятельность - это ценное качество, которое воспитывается с раннего детства.
Каждому знакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него колготки, кормить. Задача взрослых развивать активность детей, направлять ее в нужное русло.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? Разумеется, такие действия взрослых причиняют большой вред ребёнку. Ребенка лишают самостоятельности, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким и умелым.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако, он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате - бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому, в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.
Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям и наставлениям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано
ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно.
Труд должен причинять ребенку радость. Сначала нужно вызвать интерес. Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей навыков самообслуживания.
Как ребёнка научить самостоятельности,положительного отношения к труду....
Консультация для воспитателей "Воспитание навыков гигиены и самообслуживания у детей младшего возраста"
Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста является приобщение его к здоровому образу жизни. Освоение дошкольниками основ культуры гигиены играет ведущую роль в во...
Методические рекомендации "Воспитание у детей навыков самообслуживания".
Приучая маленьких детей к самообслуживанию, нужно чаше использовать объяснения и наглядный показ действия....
Презентация "Воспитание КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
презентация к собранию...
Консультация на тему: «Воспитание у детей навыков самообслуживания»
Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить ил...
Беседа с родителями «Воспитание у детей навыков самообслуживания» (тезисы)
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность...