Доклад «Детская агрессия и грубость. Помогаем ребенку справляться»
консультация (младшая группа) на тему

Бородина Лариса Васильевна

Доклад для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Часто поступают вопросы от обеспокоенных родителей:

«Мой ребенок грубит!»
«Он не уважает нас, на каждое наше слово — крик!»
«Может запросто показать язык, покривляться, обозвать обидным словом, а потом, как ни в чем не  бывало, обниматься и ласкаться»
«Тревожит, что часто проявляет агрессивность по отношению к бабушке!…»

Что же такое агрессивность?

Детская агрессивность — это своего рода утрированная форма капризов, облеченная в протестную форму,  осложненная длительными и неблагоприятными физиолого-психологическими факторами, влияющими на все сферы жизни ребенка.

Как правило, вербальная агрессивность (словесная) приходится на период активного развития речи. Это возраст от 1,5 года и старше. В этот период ребенок проходит огромную дистанцию: бурно накапливается сначала пассивный,  затем активный словарь родного языка.

Сначала совсем еще маленький кроха может в ответ на что-то его не устраивающее истерично вопить: «Не-е-ет!!!», «уходи-и-и!» и замахиваться кулачками.

Ребенок младшего дошкольного возраста  может использовать обидные слова по отношению к близким: «Мама бяка!», «папа плохой!»  А ближе к среднему и старшему дошкольному возрасту (3-5, 5-7 лет) грубость и агрессивность может выражаться не только в словах, но и связанных с ними логически действиях (ударить, порвать, опрокинуть, напачкать, разрезать и т.д.).

Например, 4-летний Саша обиделся на маму, которая, укладывая его годовалого братика, так устала, что не почитала ему книжку. Он с плачем швырнул книжку на пол, порвал ее и раскидал клочки по всей комнате.

Что происходит? Почему, казалось бы спокойный внешне кроха, у которого есть все — вдруг начинает меняться и становиться «колючим ежиком»? Эти проявления не возникают «вдруг», а, как правило,  накапливаются в течение некоторого времени. И когда ребенок не справляется с внутренними противоречиями, они выходят наружу.

Малыш быстро начинает понимать: все его слова и связанное с ними агрессивное поведение — это очень сильный способ воздействовать на родителей наряду с обычным плачем и капризами.  И если родители по каким-то причинам пропускают первые тревожные звоночки — агрессивность, рожденная из банальных капризов, перерастает уже в серьезную проблему.

Чтобы понять причину (а их может быть очень много), нужно хорошо знать предшествующие этому периоду агрессивности события, которые имели место в данной семье.

Детская агрессивность может вызваться 7 основными факторами:

  1. ребенок плохо себя чувствует как физически, так и морально (это первое, что нужно исключить, т.к. на фоне нездоровья любые воспитательные меры терпят фиаско).
  2. в семье ранее были трудные периоды (болезнь родителей, смерть близких, переезд, новый дом,  рождение второго..третьего и т.п. ребенка, выход матери на работу, начало посещения садика,  проблемы в отношениях между родителями и др.). 
  3. гипер- или гипоопека ребенка (любая из этих искаженных форм воспитания может вызвать протестное чувство, переходящее в агрессию и гнев у сильных по характеру детей или же внутреннюю саморазрушающую агрессию у тревожных и нерешительных детей).
  4. ожидания ребенка не адекватны текущей ситуации (это происходит, когда родители часто меняют свои решения, не сдерживают ранее данные обещания, когда уклад семьи резко меняется, а ребенок оказывается к этому не подготовлен).
  5. заразительный пример грубости родителей (если отец или мать имеют привычку часто взрываться,  говорить на повышенных тонах и позволять себе обидные колкости, шуточки в адрес остальных членов — ребенок принимает эту модель поведения как единственно верную, поскольку других примеров у него нет).
  6. равнодушие родителей по отношению к ребенку — в этом случае агрессия и грубость для малыша  являются единственным средством обратить на себя внимание: он начинает вытворять такие вещи, которые раньше не совершал, и когда родители, наконец-то, спохватываются, часто оказывается, что эта неприятная черта в характере ребенка приобрела устойчивость.
  7. и последнее, чем может быть вызвана агрессивность — это нарушения в развитии психики. Но это уже — медицинский случай, требующий иного подхода.

Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы.

Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для подростков ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком. Иногда дети используют  ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за собственной речью.
  • Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Если подытожить сказанное, родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.  Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

  • ·желание самоутвердиться;
  • ·защита;
  • ·от безысходности;
  • ·от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей  заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок сначала выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрессивного поведения ребенка.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Какие же рекомендации можно дать родителям?

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной  появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

  • Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.

Еще одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивный ребенок. Причины детской агрессии, рекомендации для родителей

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнут...

Консультация для родителей: "Как помочь ребенку справляться с трудностями в детском саду и в школе?"

Рекомендации родителям для оптимизации рабочего пространства дошкольника с целью облегчить его адаптацию в период обучения в школе....

Помогаем ребенку справиться с агрессией

Злость, агрессия, гнев — это естественные эмоции, неприятные, но всё равно нужные для гармоничного эмоционального развития и психического благополучия ребёнка.Взрослые могут подавлять свой гнев,...

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....

«Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка», Анна Корниенко.

Время от времени любой ребенок ведет себя агрессивно или страдает от действий агрессора. Поведение своего или чужого ребенка вызывает шок, раздражение, злость, негодование у родителей, пострадавших де...

Консультация для педагогов "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...