Детская агрессия: причины, проявления, помощь ребенку
консультация по коррекционной педагогике
Агрессия - плохо это или хорошо? А если агрессиные дейсвия проявляет ребенок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya_prichiny.pptx | 1001.54 КБ |
tekst_1.doc | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агрессия (от лат. aggressio — нападение, наступление) — это мотивированное деструктивное поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения. Агрессивность - это устойчивая черта личности, для которой характерны готовность к агрессии и склонность воспринимать поведение другого как враждебное.
Ваша реакция: Взвиваетесь и начинаете, не стесняясь в выражениях, ругать противную тетку, изгадившую ваш костюм и порушившую всю вашу жизнь; Выхватываете авоську и одеваете на голову злокозненной даме, чтобы ей и впредь неповадно было; Звоните по мобильному телефону родственникам и умоляете их срочно привезти вам другой костюм; Отменяете встречу, решив, что в таком виде вам ничего не светит.
1-2 год Р ебенок проявляет агрессию, замахиваясь на взрослых, кидаться предметами Агрессия возникает из-за частых запретов, особенно непоследовательных, когда сегодня можно, а на следующий день нельзя
2-3 года Ребенок эгоцентричен, проявления жестокости связаны с желанием обладать игрушкой, злость вызывают ограничения взрослых
3-4 года Из-за строгих правил, несправедливого наказания, ребенок гнев на родителей переносит на предметы или других детей
5-7 лет и старше Агрессия проявляется изощренно, через оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Дети всегда копируют поведение взрослого, т.к. не совсем хорошо могут оценить последствия агрессии
Подростки Гормональная перестройка, разрушение авторитетов, эмоциональная нестабильность, комплексы, уязвимость. Для подростка свойственны стычки с ровесниками, родителями, учителями, скандалы и другие агрессивные проявления эмоций.
Варианты детской агрессии: Импульсивно-демонстративная – агрессия как способ привлечения внимания Нормативно –инструментальная – как инструмент взаимодействия со сверстниками, как средство достижения какой-то цели Целенаправленно- враждебная – Прямая агрессия, как самоцель
Формы проявления агрессивности Физическая прямая: удары, укусы, щипки, пинание, дергание за волосы Пассивная: нарушение каких-то правил дома, в детском саду, молчаливый игнор Вербальная: обзывание, использование ругательств, угрозы, проклятия, дерзость Манипулятивная : провокация чувства вины или жалости у других, шантаж игрушками или общением Аутоагрессия : нанесение вреда самому себе
Причины детской агрессии: семейные Неприятие детей родителями Безразличие или враждебность со стороны родителей Разрушение эмоциональных связей в семье Неуважение к личности ребенка Гиперопека , гипоопека Избыток или недостаток внимания со стороны родителей Запрет на физическую активность
Причины детской агрессии: личные Подсознательное ожидание опасности Неуверенность в собственной безопасности Личный отрицательный опыт Эмоциональная нестабильность Недовольство собой Повышенная раздражителность Чувство вины Неврологические или психические нарушения
Причины детской агрессии: ситуативные Плохое самочувствие, переутомление Влияние продуктов питания Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
Тип темперамента Причина агрессивности Сангвиник Навязчивая забота, шумная компания, переохлаждение Холерик Гиподинамия, гиперопека, критика, насмешки Флегматик Неаккуратность, торопливость, притязание на его вещи Меланхолик Аутоагрессия (боязнь выразить агрессию против людей, к которым они привязаны)
Стоит обратить внимание и проконсультироваться со специалистом, если : ребенок регулярно проявляет немотивированную агрессию по отношению к игрушкам, к другим детям и взрослым; игра носит разрушающий характер: ребенок ломает игрушки, кидает. Нет спокойной сюжетной игры; ребенок начинает вести себя агрессивно, когда не получает желаемого; проявляя агрессию, ребенок не может остановиться и успокоиться.
Как успокоить ребенка во время приступа агрессии: Остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка Нельзя вступать с ребенком в перепалку в момент агрессии Если маленький ребенок не может успокоиться, можно умыть его прохладной водой или крепко обнять и не отпускать, пока не пройдет приступ
Стратегия поведения при агрессии . Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии и сопереживания. Обучать приемлемым способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Можно предложить: подраться с подушкой ; рвать бумагу ; использовать физические упражнения ; нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с рисунком; использовать « мешочек для криков »; поколотить стул надувным молотком и т.д. В целях коррекции агрессивного поведения используются: занятия психогимнастикой ; игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе; игры релаксационные ; игры на развитие осознания детьми отрицательных черт характера; игры на развитие позитивной модели поведения; изотерапия ;
Мультфильмы против агрессии: 1 .« Малышарики . Магнитик» Классическая ситуация, когда у ребенка что-то не получается и он психует. Как раз для 2-3 лет. 2.«Птичка Тари » Короткий мультик, где оказаны две альтернативы поведения. Акцент при просмотре делайте не на чистых зубах. Отмечайте для ребенка почему, когда крокодильчику понадобилась помощь, остальные не захотели помогать. И как он стал по-другому себя вести. 3.“Даниэль и его соседи. Тигрушечная машина, Катерина делится юбкой» Поможет научиться делиться и договариваться, а не бить в лоб. Да и другие мультики тоже очень хорошо разбирают разные сложные ситуации, с которыми сталкиваются дети. Например, когда что-то не получается. Ведь, часто злость – это реакция на большое детское горе.
4. «Непоседа Зу » Серия “Сломанная игрушка”, “Пираты” - также поможет справиться со злостью из-за несбывшихся планов. 5. «Малыши и Летающие звери – Злюсь» Из названия понятно, про что?. 6. «История игрушек -1» Там есть ну очень агрессивный мальчик. С ребенком можно обсудить его поведение, что чувствовала его сестра, что чувствовали игрушки, почему они так поступили. 7. «Головоломка» Этот мультик для старших дошкольников и школьников про все эмоции.
Как помочь ребенку выражать злость и агрессию 1. Помогите ребёнку осознать то, что с ним происходит, назовите словами его чувство. Например: «Я вижу, что ты сейчас сердишься», «Я понимаю, что ты злишься». 2. Покажите, что понимаете причину злости ребёнка: «Я вижу, что ты злишься, потому что тебе хочется играть с моим телефоном, а я тебе не разрешаю», «Ты злишься на меня потому, что произошло…», «Потому что ты хочешь…». 3. Присоединитесь к ребёнку: «Я бы тоже разозлилась на твоём месте», «Я понимаю, тебя мне тоже неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась из-за этого, когда была маленькой». 4. Научите ребёнка говорить о чувствах, выражать их словами: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется всё разбросать», «Я так злюсь, что мне хочется тебя ударить». 5. Объясните, что если сказать о чувствах, – станет легче. То, что у ребёнка возникают мысли об агрессии, – нормальное явление. Сказать – это еще не значит сделать. Постарайтесь, чтобы он выразил словами то, что чувствует, и о чём думает. Вы увидите –ему станет лучше. 6. Расскажите ребёнку, что чувствовать злость, – можно, а делать больно человеку или обижать его – нельзя. Ограничивайте его, если он проявляет физическую и словесную агрессию в адрес людей и животных. 7. Научите ребёнка приемлемым способам выражать агрессию и гнев так, чтобы ненавредить другим. Научите его перенаправлять эти чувства.
Предварительный просмотр:
Детская агрессия: причины, проявления, помощь ребенку
Агрессия — неотъемлемая часть нашей психики и один из базовых механизмов, необходимый нам для выживания.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение, наступление) — это состояние, при котором человек под воздействием сильных негативных эмоций совершает деструктивные действия в отношении других людей, окружающих предметов или даже самого себя.
Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда.
Агрессивность - это устойчивая черта личности, для которой характерны готовность к агрессии и склонность воспринимать поведение другого как враждебное.
Агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление.
Абсолютное отсутствие агрессии- также плохо, как и ее избыток . Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой, даже самый неагрессивный. Агрессия в момент опасности- средство самозащиты от внешней агрессии.
Предлагаю провести простой психологический тест - насколько вы подвержены агрессии. Попробуйте представить, как бы вы поступили в такой ситуации:
«В час пик вы едите в автобусе на ответственную встречу или свидание в парадном костюме. Автобус переполнен. И в один далеко не прекрасный для вас момент мимо протискивается крупногабаритная дама с огромной хозяйственной авоськой. Авоська весьма ощутимо шлепает вас по колену, вы смотрите вниз, и, о ужас, видите, что на вашем безупречном светлом костюме расплылось отвратительное жирное пятно…»
Ваша реакция:
Взвиваетесь и начинаете, не стесняясь в выражениях, ругать противную тетку, изгадившую ваш костюм и порушившую всю вашу жизнь;
Выхватываете авоську и одеваете на голову злокозненной даме, чтобы ей и впредь неповадно было;
Звоните по мобильному телефону родственникам и умоляете их срочно привезти вам другой костюм;
Отменяете встречу, решив, что в таком виде вам ничего не светит.
Если вы выбрали вариант 1 или 2, вы, несомненно, человек агрессивный. Вариант 3 показывает полное отсутствие в вас агрессии. А вариант 4 говорит о том, что агрессию вы направляете, прежде всего, против себя, часто действуя в тяжелых для вас ситуациях по принципу «чем хуже, тем лучше».
Само слово «агрессия» не всегда употребляется нами в истинном его значении. Агрессия- это не эмоция, не мотив и не установка. Агрессия- это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить.
Например, женщина на последнем месяце беременности, которая, ощутив идущие изнутри толчки малыша, говорит сердито: «Перестань пинаться!». Или другая, которая скажет: «Как ты здорово играешь малыш! Расти, играй! Постарайся только, пожалуйста, в следующий раз не делать маме так больно».
Ребенок наши слова слышит! И в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором.
Другой источник агрессии- игнорирование плача ребенка во младенчестве. В этом возрасте у ребенка еще нет капризов! Ребенку необходимо наше внимание, чтобы убеждаться еще и еще раз, что его любят. Любви никогда не бывает много. И если мама не подходит, - ребенок не ощущает себя в безопасности, он постепенно теряет доверие к окружающему его миру. Ребенок, не имея базового доверия к миру, будет стараться завоевать свое место под солнцем, добиваться признания другими способами!
В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3–4 года, 6–7 лет и в подростковом возрасте.
Особенности проявления агрессии в разном возрасте
Разбирая проблему детской агрессии, нужно учитывать возраст ребенка и контекст ситуации.
Иногда агрессивное поведения является проявлением нормотипичного развития на определенном возрастном этапе.
И тогда задача взрослого — терпеливо объяснять правила социума, принимать эмоции ребенка и обучать выражать свой гнев экологично.
Рассмотрим, как отличается агрессивное поведение у детей в разном возрасте:
1 -2 год
Ребенок проявляет агрессию, замахиваясь на взрослых, может упрямиться, не слушать их указания, кидаться предметами. В этот период жизни малыш осознает, что родители — это отдельные люди, а мир не вертится вокруг него. Ребенок знакомится со своей агрессией и только учится проявлять ее. Поэтому истерики вполне частое явление
Агрессивное поведение у детей в этом возрасте является нормальной частью их развития. Малыши начинают осознавать свои эмоции и желания, но еще не умеют их адекватно выражать.
Около 1,5 лет Ребенок, научившийся ходить сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок. Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).
\Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого.
Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.
В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии — ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.
Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:
Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.
В возрасте 3-5 лет развития ребенок не умеет контролировать свои эмоции, поэтому в состоянии усталости или грусти становится сильно раздражительным, он вполне может разгромить свою комнату, не понимая, как можно иначе реагировать на свои эмоции
В 3-4 года наступает т.н. «кризис трех лет». Период осознания своей обособленности, непохожести, неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное Я. Взрослые часто сталкиваются с проявлениями «немотивированной» (с нашей точки зрения) агрессивности, которые можно считать нормой. Часто это выражение протеста, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока еще не знает как. Злость чаще всего порождается бессилием. И она предпочтительнее, чем слезы и жалобы.
Ребенок не умеет контролировать свои эмоции, поэтому в состоянии усталости или грусти становится сильно раздражительным, он вполне может разгромить свою комнату, не понимая, как можно иначе реагировать на свои эмоции В
6-7 лет
Ребенок в поиске своего социального «Я». Он хочет стать взрослым как можно быстрее, протестует против правил родителей и педагогов, начинает грубить и пререкаться. На этом этапе важно создать благоприятные условия для развития самостоятельности, при этом устанавливать четкие правила и объяснять, почему они важны
Подростковый возраст
Гормональная перестройка, разрушение авторитетов, эмоциональная нестабильность, комплексы, уязвимость. Для подростка свойственны стычки с ровесниками, родителями, учителями, скандалы и другие агрессивные проявления эмоций. Это непростое время, когда ребенок отделяется от родителей, формируя собственную картину мира
С другой стороны, поведение родителей не всегда гарантирует отсутствие агрессии в ребенке. Она может вызываться самыми разными причинами, в том числе и свойствами темперамента малыша.
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
Таким образом агрессивное поведение- достаточно обычное явление для детского возраста. Более того, в процессе социализации личности она выполняет ряд важных функций- способствует адаптации, освобождает от страха.
В целом для развития личности ребенка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. Когда насилие дает внимание, власть, признание и другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы.
Варианты детской агрессивности:
Импульсивно-демонстративное. Это дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Добившись внимания, они успокаиваются и прекращают свои действия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, отличается ситуативностью.
Здесь у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.
Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания.
Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников.
Часто, дети этой группы отстают от сверстников в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во внимании и в признании не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.
Данные психологических обследований показывают, что дети, относящиеся к импульсивно-демонстративному типу, отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим показателями:
- низкий уровень интеллекта - и общего, и социального;
- неразвитая произвольность;
- низкий уровень игровой деятельности.
Нормативно-инструментальная. Это дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Дети стремятся занять лидирующие позиции, подчиняя и подавляя других. У них часто встречается прямая физическая агрессия.
В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров.
Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий.
Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.
В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников.
Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень "звезд". Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью.
В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.
Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: "Он первый начал", "Он сам лезет, я не виноват". Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность, и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.
По результатам психологического обследования дети нормативно-инструментальной группы обладают следующими особенностями:
- высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального);
- развитая произвольность;
- хорошие организаторские способности;
- умение организовать игру, ее достаточно высокий уровень развития;
- высокий социальный статус в группе сверстников.
Целенаправленно-враждебная. Это дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Большую часть составляет прямое физическое воздействие, отличается особой жестокостью и хладнокровием.
Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.
Обычно для агрессивных поступков выбирается одна-две постоянные жертвы - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: "Ну и что!", "И пусть ему больно".
Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Даже нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
Результаты психологического обследования детей целенаправленно-враждебного типа, показывают:
- средние показатели интеллекта;
- произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
- низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают);
- уровень развития игры также средний, содержание их игр часто носит агрессивный характер - все дерутся, мучают или убивают друг друга.
Если случаи агрессии единичны и родители правильно на них реагируют, поводов для беспокойства нет.
Причины детской агрессивности.
Как я уже сказала выше ,Очень часто причины детской неконтролируемой агрессии прямо или косвенно связаны с неудовлетворением базовых потребностей. К таким потребностям относят: потребность в уважении, ощущении собственной значимости, связи с окружающими, принятии и безопасности.
Если говорить о возможных причинах агрессии, психологи выделяют следующие:
Реакция на фрустрацию. Через агрессию нервный ребенок пытается преодолеть преграды, которые стоят на пути к удовлетворению его потребности.
Негативный пример. Очень часто агрессивные дети копируют поведения значимых для него взрослых.
Крайняя мера. Когда испробовано все, чтобы удовлетворить свою потребность, но ничего не принесло результата, ребенок ощущает беспомощность и начинается приступ агрессии.
Что еще может вызвать приступы агрессии:
Отсутствие доверительных близких отношений в семье. Нет открытого общения. В результате мы видим, как злой ребенок кричит и истерит, чтобы его услышали, поняли и приняли его позицию.
Враждебное окружение. По этой причине агрессию часто проявляют подростки. Они видят в агрессии способ защититься, справиться со страхами, отстоять свое, сталкиваясь с враждебной средой.
Непонимание, как достичь своей цели. К примеру, ребенок хочет быть лидером, но не знает, как добиться этого. Пускает в ход агрессию и силу.
Комплексы. Обида, чувство вины, неуверенность в себе, низкая самооценка — все это может скрываться за агрессивным и дерзким поведением.
Накопленное недовольство. Нередко взрослые из лучших побуждений слишком давят на детей. Завышенные ожидания, гиперопека или гипоопека, необоснованные требования и запреты — все это создает сильное напряжение и в результате проявляется в агрессивном поведении.
«семейные»
- Неприятие детей родителями- одна из базовых причин агрессивности, и не только детской (нежеланный ребенок). Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей. Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя.
- Разрушение эмоциональных связей в семье- либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов между двумя самыми близкими ему людьми. Либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях- прекрасный будущий манипулятор. Любая ситуация, где они должны чем-то пожертвовать, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.
- Неуважение к личности ребенка. Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.
- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Агрессия- это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита- это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку- я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения; не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу. У детей вечно занятых родителей агрессия- способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.
- Запрет на физическую активность. Агрессия обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая не может исчезать бесследно. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, то разрядка наступит дома, к вечеру. И если снова попытаться поставить его по стойке смирно, то ребенок, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой
- В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалобы со стороны других детей, их родителей, воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Может быть кто-то исподтишка обижает ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию, поэтому дерется и ломает игрушки.
- Отказ в праве на личную свободу. Ребенку требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Ему необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.
«личные»
- Подсознательное ожидание опасности. Отсутствие базовой уверенности и доверия к миру- целый комплекс страхов.
- Неуверенность в собственной безопасности. Семья и дом не дают ему защиты и стабильности- неуверенность в себе, чувство страха и постоянное ожидание нападения.
- Личный отрицательный опыт.
- Эмоциональная нестабильность. Настроение ребенка 2-6 лет может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
- Недовольство собой- отсутствие эмоционального поощрения от родителей приводит к тому, что дети не научаются любви к себе, а следовательно он не умеет любить других.
- Повышенная раздражительность. Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
- Чувство вины. Дети могут испытывать чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо. Оба эти чувства довольно неприятны. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?
- Неврологические или психические нарушения. Иногда причиной агрессивного поведения может быть расстройство, которое вовремя не диагностировали. В таких ситуациях потребуется помощь специалистов для коррекции поведения.
«ситуативные»
- Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-то или что-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.
- Влияние продуктов питания- шоколад, чипсы, газировка. Также влияет уровень холестерина в крови- низкий уровень холестерина отмечен в крови большинства самоубийц (пассивная агрессия).
- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
Стоит обратить внимание и проконсультироваться со специалистом, если:
ребенок регулярно проявляет немотивированную агрессию по отношению к игрушкам, к другим детям и взрослым;
игра носит разрушающий характер: ребенок ломает игрушки, кидает. Нет спокойной сюжетной игры;
ребенок начинает вести себя агрессивно, когда не получает желаемого;
проявляя агрессию, ребенок не может остановиться и успокоиться.
Как успокоить ребенка во время приступа агрессии?
Если маленький ребенок не может успокоиться, можно умыть его прохладной водой или крепко обнять и не отпускать, пока не пройдет приступ. Это может быть нелегко, важно говорить малышу, что его никто не обижает, ему хотят помочь. Если ребенок не успокаивается, можно отвести его в другую комнату. Но не закрывать дверь и не выключать свет. Сказать, что мы поговорим, когда ты успокоишься. Находясь одни, дети успокаиваются быстрее.
Нельзя вступать с ребенком в перепалку в момент агрессии. Можно вести диалог только когда ребенок успокоится. Нужно выяснить, почему он разозлился, почему так поступил, объяснять как правильно себя вести, если ему что-то не нравится. Говорите спокойно, объясняйте простыми, понятными ему словами.
-Часто агрессивное поведение появляется при тяжелых заболеваниях, например, расстройствах аутистического спектра, когда ребенок не умеет контролировать эмоции. Под агрессией могут скрываться страхи, нарушения эмоционально-волевой сферы, связанные с тем, что ребенок не может справиться с эмоциями.
Важно правильно реагировать на проявления агрессии. Если приступы агрессии повторяются, ребенок проявляет агрессию по отношению к другим детям, нужно обратиться к специалисту.
Тип темперамента и причины агрессии:
Тип темперамента | Причина агрессивности |
Сангвиник Навязчивая забота, шумная компания, переохлаждение | |
Холерик Гиподинамия, гиперопека, критика, насмешки | |
Флегматик Неаккуратность, торопливость, притязание на его вещи | |
| Меланхолик Аутоагрессия (боязнь выразить агрессию против людей, к которым они привязаны) |
Способы выражения агрессии.
- Агрессивность может проявляться по-разному:
- активная словесная агрессия- оскорбления, ругательства, критика, обращенная на себя или кого-то.
- Пассивная словесная агрессия- ребенок ругается вообще, а не в адрес конкретного объекта.
- Скрытая словесная агрессия- насмешка, злорадство.
- Активная физическая агрессия- толкает, дерется, кусается, царапается и т.д.
- Пассивная физическая агрессия- ребенок плюется, корчит рожи, топает ногами.
- Скрытая физическая агрессия- исподтишка подставить подножку, отодвинуть стул, подложить кнопку, не принимать другого ребенка в игру.
Как помочь ребенку выражать злость и агрессию(Екатерина Кес, детский психолог)
1. Помогите ребёнку осознать то, что с ним происходит, назовите словами его чувство.
Например: «Я вижу, что ты сейчас сердишься», «Я понимаю, что ты злишься».
2. Покажите, что понимаете причину злости ребёнка: «Я вижу, что ты злишься,
потому что тебе хочется играть с моим телефоном, а я тебе не разрешаю», «Ты злишься на меня потому, что произошло…», «Потому что ты хочешь…».
3. Присоединитесь к ребёнку: «Я бы тоже разозлилась на твоём месте», «Я понимаю, тебя мне тоже неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась из-за этого, когда была маленькой».
4. Научите ребёнка говорить о чувствах, выражать их словами: «Я сержусь», «Я
злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется всё разбросать», «Я так злюсь, что мне хочется тебя ударить».
5. Объясните, что если сказать о чувствах, – станет легче. То, что у ребёнка возникают мысли об агрессии, – нормальное явление. Сказать – это еще не значит сделать.
Постарайтесь, чтобы он выразил словами то, что чувствует, и о чём думает. Вы увидите –ему станет лучше.
6. Расскажите ребёнку, что чувствовать злость, – можно, а делать больно человеку или обижать его – нельзя. Ограничивайте его, если он проявляет физическую и словесную
агрессию в адрес людей и животных.
7. Научите ребёнка приемлемым способам выражать агрессию и гнев так, чтобы ненавредить другим. Научите его перенаправлять эти чувства.
Как избавиться от агрессии.
Необходимо уменьшить влияние тех факторов, которые помогают проявлению и закреплению агрессивности:
- хорошо закрепляют агрессивные черты, превращая их в черты характера, силовые игры, вырабатывая поведение, основанное на «праве сильного»;
- отличным источником научения агрессивности и закрепления ее как нормы жизни является телевидение;
- невозможно придумать ничего более эффективного для развития и закрепления агрессивных черт характера, как наличие двойных стандартов (деспотизм и разговоры о равноправии).
Дети, агрессивность которых родители игнорировали или списывали на возраст, могут привыкнуть к власти, предоставляемой им агрессивным поведением. Они не могут принимать ответственность за поступки, обвиняя других.
Если ребенок выражает свое недовольство в неприемлемой форме- выслушайте его, не перебивая. А когда он «выпустит пар», спокойно разберитесь в ситуации, спровоцировавшей агрессию. И только потом, когда все успокоятся, попросите ребенка не произносить то, что вам неприятно. И объяснить почему.
Вмешательство в личную жизнь детей, а особенно подростков совершенно недопустимо. Чтобы научиться чему-либо, надо выстрадать свои знания. Свои ошибки мы бурно переживаем, поэтому и извлекаем из них уроки. Чужие ошибки осознаются разумом, но не чувствами.
Важно не забывать о том, что дети наблюдают за нами и учатся на нашем примере как можно справиться со своей агрессивностью. Необходимо нести ответственность за собственные проявления агрессии. Нет ничего страшного в том, что мы иногда «срываемся» и кричим на ребенка. Главное, чтобы такая реакция не превратилась в систему, и чтобы мы не забывали извиняться за свои срывы и крик.
Пока мы закрываем глаза на собственные агрессивные реакции, не принимаем ответственность за них и ищем виноватых, вместо того, чтобы искать причины, мы ничего не достигнем.
Если мы применяем двойные стандарты, то есть, разрешаем себе те реакции, которые запрещаем им, дети, разумные существа, перестают воспринимать всерьез наши назидательные беседы.
Если мы своим примером учим детей искать оправдания своему агрессивному поведению- мы прививаем им навык ухода от ответственности за собственное неправильное поведение.
В тех случаях, когда агрессия вызвана запретом или отказом что-нибудь приобрести или сделать, лучший способ- доверительная спокойная беседа с ребенком, даже самым маленьким. Иногда нужно дать ребенку время успокоиться, а потом уже с ним разговаривать.
Важно не пресечь проявления агрессивности, а помочь им перелиться в приемлемые формы (например: нарисовать свой гнев или вылепить его из пластилина).
Ребенок, который знаком не только с наказанием, но и в большей степени с поощрениями, с похвалой и одобрением своих поступков, гораздо реже будет проявлять агрессивность.
Стратегия поведения при агрессии:
- Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением- остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
- Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Демонстрация невыгодности такого поведения ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
- Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии и сопереживания.
- Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- рвать бумагу;
- использовать физические упражнения;
- нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стул надувным молотком и т.д.
- В целях коррекции агрессивного поведения используются:
- занятия психогимнастикой;
- игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
- игры релаксационные;
- игры на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
- игры на развитие позитивной модели поведения;
- изотерапия;
- пальчиковая гимнастика (коррекция импульсивности).
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Что делать, если детская агрессия у вашего ребёнка становится регулярным проявлением?
Во-первых, бороться с детской агрессией надо начинать на самой ранней стадии развития ребёнка. Тогда последствия этого неизбежного проявления индивида не примут крайних негативных форм. На первый план в этом процессе выступает вербальное общение в пограничных ситуациях. То есть разозлённому ребёнку следует объяснить, что негативные эмоции – это одно, а попытка разобраться с соперником с помощью кулаков – это совершенно другое, недопустимое поведение. Постоянное снятие напряжение с помощью спокойной беседы на контрасте позволяет исключить риски возникновения устойчивых поведенческих механизмов, связанных с агрессией.
Во-вторых. Ребёнку нельзя потакать, когда он не прав, и тем более, если он пытается переломить ситуацию с помощью агрессивного поведения. В этом случае допускаются лёгкие формы физического воздействия с обязательным последующим наказанием в виде какого-либо ограничения. Наказание должно сопровождаться обсуждением проступка и разъяснением пагубности агрессивного поведения.
В-третьих. Благожелательная ровная атмосфера в семье не располагает к каким-либо деструктивным выпадам. Психологи уверены, что позитивные взаимоотношения между родителями на порядок снижают проявления детской агрессии. Дело в том, что маленький ребёнок во многом копирует поведение своих родителей со всеми вытекающими последствиями. Поэтому хорошая дружная семья – это лучшая профилактика агрессивного поведения.
В-четвёртых. При первых признаках детской агрессии нужно стараться переключить внимание ребёнка на какую-нибудь интересную вещь или явление. Данный метод срабатывает практически во всех случаях, если речь идёт о детях в возрасте до 3-4 лет.
В-пятых. Если речь идёт о разгроме, причиненном в результате агрессивного припадка – сломанные вещи, игрушки, пролитая на пол краска, разбитая посуда и т.д. – необходимо в обязательном порядке привлечь успокоившегося ребёнка к ликвидации последствий его неадекватного поведения.
Часто родители, педагоги и воспитатели сталкиваются с агрессивным поведением детей. Причин ее появления немало: это и нарушение работы отделов коры головного мозга, и неумение управлять эмоциями, и проблемы в семье, и жестокие компьютерные игры, и копирование поведение взрослых и многое другое.
Сказкотерапия может быть весьма эффективным методом профилактики и корекциии агрессивного поведения детей.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ СКАЗКА «ДОБРАЯ РЫБКА»
Однажды на дне моря поселился маленький краб. Все местные жители очень хотели познакомиться с новеньким, но как только кто-то приближался поближе, он издавал страшные звуки и злобно щёлкал своими клешнями. Морской конек, проплывая мимо чуть не лишился своего хвоста, а одного малька краб чуть не перекусил пополам.
И вот собрались морские обитатели, и стали думу думать, что же делать с таким неприятным соседом.
Прекрасная морская звезда решила первой попытать счастья, ведь она была невероятно красива и грациозна.
- Пойду и поговорю с этим задирой. Я так хороша, что он не посмеет меня обидеть!
И она отправилась на переговоры, но вернулась очень быстро ни с чем. Краб просто закидал красотку песком.
- Придется идти мне,- сказал древний осьминог.
- Я слишком стар, чтобы ко мне быть непочтительным.
Увы, и эта затея провалилась. Краб чуть не откусил своими клешнями щупальца осьминога.
И тогда все решили идти на агрессора войной, чтобы изгнать его с морского дна. Но только одна маленькая рыбка сказала:
- Подождите, живое существо не может быть злым просто так, может кто-то обидел его и теперь он всех ненавидит?
Поплыла добрая рыбка в дом краба и постучалась в дверь:
- Крабик, пусти меня поговорить. Я тебя не боюсь, а жалею и думаю, что тебе очень плохо и одиноко.
И вдруг дверь неожиданно открылась. На пороге стоял растерянный грустный краб...
А через 2 часа рыбка рассказала морским жителям очень печальную историю.
Полгода назад крабик родился в чудесной, доброй семье. Мама и папа очень любили своего ненаглядного малыша, и все были невероятно счастливы. Но вот однажды, когда вся семья отправилась на прогулку, браконьеры поймали их в свои сети. Родителей жестоко убили и только маленькому крабику удалось сбежать, перекусив сеть. С тех пор он ненавидел мир и везде видел только врагов. Когда об этому услышали морские обитатели - многие заплакали.
Через 2 дня около двери дома краба выросла гора подарков и открыток с разными сердечками. Он не мог поверить своим глазам: его любили, его никто не хотел обижать, с ним хотели дружить...
Прошло много лет. Малыш вырос и превратился в большого мощного краба, который всегда помогал слабым и защищал морских обитателей от всех бед и напастей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»
Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...
ЗПР: причины, проявления, помощь
Причины задержки психического развития у детей дошкольного возраста, возможные проявления, пути преодоления....
Родительское собрание "Задержка психического развития: причины, проявления, помощь"
Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей об особенностях детей с задержкой психического развития и повышение их педагогической компетентности в вопросах преодоления задержки психиче...
Нежелательное поведение ребёнка - Детская агрессия. Причины. Помощь
Агрессивное поведение в детском возрасте – обычное явление. Причины, провоцирующие подобное поведение, объяснимы, и знать их очень важно. Ведь если игнорировать причины, вряд ли можно справ...
Проявления детской агрессии (причины, рекомендации родителям)
Проявления у детей агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы, за этим стоят какие-либо причины, и проявление агрессии - естественное следств...
Девиантное поведение дошкольников на занятиях физической культурой в детском саду. Причины проявления. Влияние на других детей. Способы урегулирования.
Девиантное поведение – это поведение, отличающееся от общепринятых социальных норм. Это несвойственное и нетипичное для большинства людей поведение, которое проявляется самыми разными способами ...
Консультация педагога-психолога для родителей на тему: "Детская тревожность, причины, диагностика, помощь ребенку"
Консультация для родителей...